Reg92.ru

Регион 92
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

За пенсионеров можно будет не платить

За что российские пенсионеры могут получить налоговые льготы

Известно, что российские пенсионеры имеют освобождение от уплаты некоторых видов налогов. В том числе они освобождены от налогов на определенные виды имущества и доходы. Правительство проработало несколько законов, чтобы улучшить материальное положение пожилых россиян.

Ситуация складывается действительно не самым благоприятным образом, ведь огромному количеству российских пенсионеров приходится продолжать рабочую деятельность, поскольку не хватает средств на проживание.

Как пенсионер может стать банкротом и избавиться от долгов

Начать стоит с того, что слова «банкрот» бояться не надо. Этот термин в современном мире не несет никакого негативного смысла, а просто констатирует факт: человек не может исполнять свои кредитные обязательства, а значит, его долги подлежат списанию.

Банкротом человека может признать только суд, если гражданин прошел процедуру банкротства в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Условия для банкротства пенсионера:

  1. Общий долг (включая долги перед налоговой, коммунальщиками, банками, МФО, физическими лицами) превышает 500 тысяч рублей.
  2. Невозможность платить по долгам из-за маленького дохода (в случае пенсионера это может быть увольнение с работы и переход к жизни «только на пенсию»).
  3. Неисполнение своих обязательств на протяжении трех месяцев (не платить по долгам более 90 дней).

Налог с дохода для пенсионеров

Что касается подоходного налога – в данном случае мало кто может рассчитывать на какие-либо послабления. Получая заработную плату за трудовую деятельность, каждый работник обязан законодательно отчислять налог на полученную прибыль и доход в казну государства.

  • денежный выигрыш в лотерею;
  • полученные от вложений дивиденды;
  • пенсионные доходы, полученные от пенсионных образований, не относящихся к государственным.

В некоторых случаях пенсионер может возвратить часть денег налогового сбора, уплаченного в необходимые сроки.

Это возможно, если деньги потрачены на такие направления:

  • покупка, либо строительство недвижимости (суммы, не превышающие двух миллионов рублей);
  • закупка медицинских препаратов и лекарств, необходимых пенсионеру (членам семьи) в размере не более ста двадцати тысяч рублей;
  • страхование в негосударственных учреждениях (не более ста двадцати тысяч рублей);
  • оплата обучения в образовательном учреждении (не более пятидесяти тысяч рублей);
  • выплата процентов по договорам ипотечного кредитования (не более трех миллионов рублей);
  • оплата курортно-санаторного лечения по направлению медицинских учреждений.

Чтобы получить право на вычет, необходимо обратиться в налоговую службу в срок не позже трех лет с момента совершения деяния (сделки).

Великовозрастные неплательщики

Социально незащищённые граждане, на которых заведено исполнительное производство, получат рассрочку по платежам на 24 месяца. Сумма долга должна быть не больше 1 миллиона рублей.

Кому положена помощь:

неработающим пенсионерам с пенсией меньше двух минимальных размеров оплаты труда, без недвижимости в собственности (кроме единственного жилья)

Рассрочку предоставляет территориальное отделение судебных приставов. Чтобы воспользоваться помощью, обратитесь в ближайший офис ФССП, приложите заявление и график погашения долга.

Пенсионеры накопили долгов на 340 млрд рублей. Фото: argumenti.ru.

Пока действует рассрочка, коллекторам запрещено беспокоить пенсионера и требовать выплату процентов или неустоек.

Среди получателей пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца 1,6 миллионов человек – с долгами по кредитам. В сумме пенсионеры накопили задолженность на 340 миллиардов рублей, более 322 миллиардов – перед банками и кредитными организациями.

Несмотря на преклонный возраст должника, пристав составляет исполнительное производство и взыскивает неустойку. Если нечем платить – удерживают 50% из пенсии. Которая у многих пенсионеров – единственный источник доходов.

Право на увольнение без отработки 2 недель

Как известно, при увольнении с работы начальство может заставить вас отрабатывать 2 недели после подачи заявления. Пенсионеры могут уволиться в любой момент.

После выходом на пенсию по старости работающие граждане имеют право подать заявление на увольнение в любой момент без отработки 2 недель (ст. 80 ТК РФ).

В качестве причины увольнения в заявлении надо указать «в связи с выходом на пенсию». Можно также приложить копию документа о назначении пенсии.

Последним рабочим днем в этом случае считается дата, указанная в заявлении. Это значит, что вы можете получить увольнение как в день подачи заявления, так и позже (абзац 3 ст. 80 ТК РФ).

Льготы в других регионах: список

Размер и перечень льгот социальной поддержки и помощи пенсионерам в регионах отличается от Москвы и Подмосковья:

  • медицинскую помощь людям преклонного возраста предоставляют только по месту проживания;
  • налоговые льготы действую на 1 жилищный объект, а при расчете земельного налога площадь участка уменьшают на 6 соток;
  • средняя скидка на ЖКХ (примерно 20%) определяется управляющими компаниями;
  • материальную помощь в регионах напрямую не выплачивают;
  • проезд и скидки по социальным картам остаются без изменений.

В Воронеже, например, действует следующая система льгот:

  • проезд на городском транспорте, поездах и электричках;
  • доплата из бюджета региона;
  • на оплату налогов;
  • получение налогового вычета при покупке жилья.
  1. Инвалидам Чернобыльской АЭС полагается 50% компенсация на оплату ЖКХ, плату за госжилье, покупку топлива.
  2. Бесплатный проезд на транспорте по городу, поездах и электричках;
  3. На капитальный ремонт дома;
  4. Доплаты к пенсии для тех, кто не работает и получает меньше прожиточного минимума.

В Краснодаре система предоставления льгот пенсионерам схожа с системой в Воронеже.

  • проезд на городском транспорте;
  • поддержка региональной власти дополнительными выплатами пенсионерам;
  • привилегии по уплате налогов на транспорт, землю и имущество;
  • за покупку жилья можно получить налоговый вычет.

В Пскове пенсионеры имеют полное освобождение от уплаты налога на имущество.

  • компенсация по оплате коммунальных услуг;
  • налоговый вычет на покупку дома или квартиры в собственность;
  • социальная помощь одиноким лицам пенсионного возраста, нуждающихся в индивидуальном уходе посторонних людей;
  • льготный проезд.

Система поддержки пенсионеров в Москве, Подмосковье и регионах каждый год совершенствуется. Вводятся дополнительные выплаты, индексируются размеры пенсий. Важно соблюдать условия получения всех полагающихся доплат, собрав необходимые подтверждающие документы. Оформить получение денежной суммы по пособию, назначению пенсии можно службах Пенсионного фонда, МФЦ или на портале предоставления государственных и муниципальных услуг.

Читать еще:  Льготы и права матери ребенка инвалида 3 ей группы после 18 лет

Данный возврат налога работающим пенсионерам полагается при покупке жилья, строительстве жилого дома или покупке участка под это, и при продаже имущества. Рассмотрим имущественный налоговый вычет при покупке жилья для работающих пенсионеров.

Используя имущественный налоговый вычет, работающий пенсионер может вернуть до 260 000 рублей при покупке жилья на свои средства, и дополнительно до 390 000 рублей при покупке в ипотеку. Так как такой налоговый вычет ограничен 2 и 3 миллионами соответственно. То есть максимально вернуть вы можете 13% от этих сумм.

Пример:
У Иванова зарплата 26 000 рублей, из них 3 380 (26 000*13%) рублей ежемесячно уходит в бюджет государства. То есть в год Иванов платит 40 560 рублей налогов. И если он будет оформлять возврат налога, то за год он не сможет вернуть больше 40 560 рублей. Например, он купил квартиру за 3 000 000 рублей. Оформить возврат он может только на 260 000 рублей, так как это максимально возможная сумма. Но он будет получать этот возврат в течение нескольких лет, ежегодно оформляя возврат, так как больше, чем он заплатил налогов (40 560 рублей) в год он вернуть не сможет.

При налоговом вычете на общих основаниях, после вступления в право собственности, человек может перенести остаток вычета на последующие периоды, если ему не удалось вернуть всю сумму сразу, и образовался остаток.

Работающий пенсионер имеет определенные льготы, а именно: работающий пенсионер может перенести остаток налогового вычета как на последующие периоды, так и на 3 предыдущих.

Работающий пенсионер может оформить налоговый вычет за последние 4 года. Первая декларация подается за тот год, в котором возникло право на вычет. Далее остаток переносится на три предшествующих года.

Пример:
Допустим, вы вышли на пенсию в 2018 году, но продолжили работать. В 2019 году купили и зарегистрировали квартиру. В 2020 году у вас, как у работающего пенсионера, уже есть право подать на налоговый вычет за четыре года. То есть за период, когда образовался переносимый остаток – 2019 год, и плюс три предыдущих года – 2018, 2017 и 2016 гг.

Как пенсионный фонд определяет работает пенсионер или нет ?!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

В России пенсия, к сожалению, довольно небольшая, и многие пенсионеры, даже после выхода на пенсию продолжают работать. На данный момент в России насчитывается порядка девяти миллионов работающих пенсионеров. Если они трудятся официально, то по правилу, действующему с 2016 индексации пенсии не полагается. Более того, представители государственной власти выдвинули идею о том, что таких граждан следует вообще лишить пенсионных выплат. Если пенсионер устраивается официально, то тогда сведения об этом факте обязательно указываются работодателем в Пенсионном фонде. Выход есть и это работа неофициального характера. Еще в июне 2018 года заместитель Министерства труда и социальной защиты Пудов заявил, что решение об отмене пенсий рабочим пенсионерам вполне может быть принято. Также в октябре 2018 года обсуждалась возможность того, что при ежемесячном установленном доходе пенсионера выше двух с половиной прожиточных уровней будет отменена фиксированная выплата к страховой пенсии.

Кто такие рабочие пенсионеры официально ?!

Впервые понятие «работающий пенсионер» было введено законодательно и обозначено в Федеральном законе «О страховых пенсиях». В частности, говорится о статусе таких лиц в статье 26.1. В нашей стране пенсионеров разделили на неработающих и работающих. В правительстве из-за дефицита бюджетных средств посчитали, что можно лишить одну из категорий пенсионеров пенсионной индексации и понятно, что эта группа как раз-таки и есть рабочие пенсионеры.

Считается работающим пенсионером то лицо, которое в силу своей трудовой деятельности или работы подлежит процедуре обязательного социального страхования. Работающими считаются не только пенсионеры, имеющие запись в трудовой книжке, но и журналисты, писатели, художники, получающие гонорары за свои произведения либо научные публикации. В интернете также пишут то, что лишиться надбавки к пенсии, если на основании проверки будет установлен факт дополнительного дохода даже тот пенсионер, которые сдает квартиру в статусе индивидуального предпринимателя.

Каким образом Пенсионный фонд находит работающих пенсионеров ?!

Естественно то, что при желании вычисление неработающего пенсионера не составит труда, даже если он работает не официально, так как можно отследить транзакции по картам, но вот с оплатой, передаваемой на руки иное дело. В декабре 2015 года был принят Федеральный закон под номером 583, который вступил в силу 6 января 2016 года. В этом нормативно-правовом акте обозначено то, что были внесены изменения в действующее законодательство, касающиеся того, что в период работы пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.

К категории работающих пенсионеров относятся:

  • Граждане, работающие по трудовому договору, включая руководителей компаний, которые считаются единственными участниками или учредителями фирмы;
  • Пенсионеры, работающие на основании трудового договора в разнообразных организациях;
  • Пенсионеры, самостоятельно обеспечивающие себя работой. Это могут быть самозанятые юристы, нотариусы, адвокаты, бухгалтеры и иные категории граждан, которые не являются ИП;
  • Члены фермерских и крестьянских хозяйств;
  • Священнослужители в церквях;
  • Лица, которые являются членами общин малочисленных народов Севера, Дальнего Востока, Сибири, которые занимаются отраслевой хозяйственной деятельностью.

Иванов Рудольф Васильевич

Если нужна более детальная консультация по данному вопросу, то Вас может проконсультировать данный ведущий юрист “ЮК Правовед-Плюс», по пенсионным делам.

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. В данном случае речь ведется о Пенсионном фонде, в который поступают данные о работающем пенсионере. Осуществление или прекращение рабочей деятельности за границей подтверждается справками установленного образца, выданными компетентными органами страны, где трудится человек. Пенсионеры, которые не относятся ни к одной из указанных категорий выше, являются так называемыми «неработающими пенсионерами». Последние события связаны с введением новых норм и поправок, в том числе и в пенсионное законодательство. В любом случае Пенсионный фонд не упустит возможности получить сведения о дополнительных доходах граждан. И делает он это для того, чтобы максимально сохранить бюджет и лишить пенсионера, который работает абсолютно любых доплат. В реальности вычислять работающих пенсионеров, как и другие самозанятые категории лиц можно на основании недавно принятого Федерального закона о самозанятости в России.

Читать еще:  Как подшить документы в картонную папку руками

Отслеживать работающих на пенсии граждан будет Пенсионный фонд вместе в тандеме с ФНС (Федеральной налоговой службой). В частности, подозрения могут вызывать постоянные денежные поступления от физических либо юридических лиц. Если пенсионер не сможет подтвердить, откуда и каким образом к нему попадают доходы, то тогда к нему у налоговой службы могут возникнуть определенные вопросы. Одной из таких дополнительных мер, что получило массовое отрицательное обсуждение, является «анонимное сообщение».

То есть фактически на пенсионера могут донести и на основании полученного сообщения будет проведена проверка. Уже сейчас в некоторых регионах страны сотрудники налоговой службы начинают активно агитировать граждан, наклеивая даже в подъездах объявления подобного характера: «Сообщите о самозанятом гражданине в налоговую службу. Будем бороться вместе с уклонителями от уплаты налогов!». Если о самозанятом пенсионере узнает налоговая служба, то соответственно она подаст данные и в отделение Пенсионного фонда. А еще Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» позволяет органам Пенсионного фонда запрашивать необходимые сведения у пенсионеров для уточнения каких-либо деталей. То есть попросить для проверки могут выписку с банковской карты и если регулярно поступает одна и та же сумма, то тогда представители ПФР могут посчитать это дополнительным доходом.

Кто получит доплату

Уже летом доплаты получат граждане пенсионного возраста, имеющие право на повышенную фиксированную выплату к пенсии. Например, таким правом обладают граждане, достигшие 80 лет: им со следующего после юбилея месяца будут дополнительно выплачивать по 6044 рубля ежемесячно.

Льготы коснутся также получателей надбавок за северный стаж и за работу в сельской местности: начисления будут производиться по-новому, а список льготников расширится.

На какую недвижимость не нужно платить налог


Пенсионеры освобождены от уплаты налогов на некоторое имущество:

  • комната, квартира;
  • гараж;
  • жилой дом;
  • хозпостройка до 50 квадратных метров;
  • единый недвижимый комплекс;
  • помещение, где ведется творческая деятельность (студия, мастерская).

Разрешается не платить налог за один объект из каждой категории. Если у пенсионера много имущества, он должен сам составить перечень недвижимости, за которую он не будет платить.

Пенсионеры лишаются части социальных доплат из-за действий Пенсионного фонда

Законодательство в сфере пенсионного обеспечения граждан зачастую меняется, причем далеко не в пользу пенсионеров. Не перестает удивлять и непродуманность некоторых законодательных изменений. С одним из примеров таких законодательных новшеств мне пришлось столкнуться на практике.

Гражданину исполнилось 60 лет 19 января 2018 г. Он обратился с заявлением о назначении пенсии 20 декабря 2017 г. Пенсионный фонд с целью проверки документов на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» 12 января 2018 г. приостановил срок рассмотрения заявления. Решение о назначении пенсии было получено им 5 апреля 2018 г., и через пять дней – 10 апреля 2018 г. – пенсионер с заявлением, а также копиями документов о назначении пенсии обратился в органы социального обеспечения, которые назначили ему социальную доплату с 1 мая 2018 г. Таким образом, за период, на который орган пенсионного фонда приостановил срок рассмотрения заявления (почти три месяца), пенсионер социальную доплату не получил.

Обжалование и законодательное регулирование

Гражданин обратился в органы социального обеспечения с просьбой компенсировать ему размер социальной доплаты и приложил документы, обосновывающие его заявление.

Однако орган социального обеспечения ответил отказом, ссылаясь на норму подп. «д» п. 14 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которой региональная социальная доплата назначается: «в остальных случаях – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами» (п. 14 в редакции постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП). В постановлении правительства Москвы в предыдущей редакции было предусмотрено, что региональная социальная доплата назначалась с даты, когда пенсионеру начинается выплата пенсии. Но эта норма была изменена. Цель законодателя понятна – пресечь возникновение ситуации, когда пенсионер мог обращаться за получением региональной социальной доплаты после истечения года после назначения пенсии, и ему выплачивалась социальная доплата за весь период. Теперь такого быть не может, и это справедливо. Но как быть, если пенсионер не виноват в том, что не может своевременно предоставить документы в органы социального обеспечения? Указанная законодательная норма, на мой взгляд, существенно ущемляет права пенсионеров в г. Москве и ухудшает их положение.

Пенсионер обратился также с аналогичным заявлением в Пенсионный фонд и снова получил отказ. Фонд указал в ответе, что действовал в рамках действующего законодательства РФ, так как в соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря г. 2013 № 400-ФЗ (в ред. от 27 июня 2018 г.) «О страховых пенсиях» в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредоставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, предоставления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Читать еще:  Купить машину с торгов судебных приставов

Формально органы социального обеспечения действовали в рамках закона, поэтому оспаривать действия органа социального обеспечения не представляется возможным. В отношении органа пенсионного фонда еще можно ставить, например, вопросы, а была ли необходимость запрашивать сведения и запрашивались ли они в принципе, но ответы на них можно получить только в суде.

Получается, что ни Пенсионный фонд, ни органы социального обеспечения не виноваты в сложившейся ситуации, а права пенсионера существенно нарушены.

В данной ситуации кто-то скажет, что пенсионер мог сразу после достижения пенсионного возраста обратиться с заявлением в органы социального обеспечения за назначением социальной доплаты, а не ждать решения Пенсионного фонда.

Но для назначения социальной надбавки одного только заявления недостаточно, нужны еще документы, подтверждающие назначение пенсии. Поэтому даже наличие указанного заявления с отметкой органа социального обеспечения о получении не гарантирует положительного решения данного вопроса.

Получилось, что больше путей для получения утраченной социальной доплаты за период приостановления рассмотрения заявления нет. Единственный выход в данной ситуации – обращение в суд, а также принятие мер для внесения изменений в законодательство с целью устранения несправедливой нормы.

Обращение в компетентные органы

В интересах доверителя принял следующие меры: обратился в прокуратуру, в правительство Москвы и в Правительство РФ, обратив внимание властных органов на несправедливость нормы действующего законодательства и с предложением изменить его.

Ответа из прокуратуры пока нет, на письма в уполномоченные органы власти были даны формальные ответы об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Мной была изучена судебная практика, и я не нашел аналогичных споров по таким делам, тем не менее было принято решение обратиться в суд.

При подготовке иска встал вопрос, кто же будет надлежащим ответчиком – орган пенсионного фонда или социального обеспечения? Поскольку в законодательстве нет прямой нормы, предусматривающей выплату пенсионеру компенсации не полученной своевременно социальной доплаты, я счел, что указание в качестве ответчика органа социального обеспечения – заведомо проигрышный вариант.

Единственная норма, которую можно применить, – это п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП, в соответствии с которым суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (п. 38 в ред. постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП).

В таком случае становится очевидным, что основной ответчик – территориальный орган пенсионного фонда, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлекается территориальный орган социального обеспечения.

Иск в суд был заявлен о компенсации убытков, то есть о взыскании с органа пенсионного фонда компенсации региональной социальной доплаты, которую пенсионер не получил по вине органа пенсионного фонда.

Требования мной обосновывались следующим образом:

  • в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода);
  • согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия отнесена законодателем к доходам гражданина.

Также в судебном заседании был поставлен вопрос, действительно ли у органа Пенсионного фонда было реальное основание для приостановления рассмотрения заявления. В судебном заседании представитель ответчика не представил никаких документов и доказательств, подтверждающих тот факт, что Пенсионный фонд действительно за период приостановления направлял запросы, ожидал ответов на них. Я полагал, что обсуждение этого вопроса – единственный шанс выиграть дело, установив, что Пенсионный фонд необоснованно приостановил срок рассмотрения заявления о назначении пенсии.

Однако судебный спор моего доверителя завершился в Зеленоградском районном суде г. Москвы не в пользу пенсионера (дело № 02-2289/2018), суд исковые требования оставил без удовлетворения.

Отказ суда в удовлетворении иска обоснован ссылкой на то, что вопросы о назначении региональной социальной доплаты не находятся в ведении ответчика, а разрешаются органами социальной защиты населения.

Указанное решение будет обжаловаться мной вплоть до Верховного Суда РФ.

Предложение по внесению изменений в законодательство

Итак, по действующему законодательству пенсионер лишается минимум на три месяца региональной социальной доплаты и вынужден получать минимальную пенсию – ориентировочно 6 тыс. руб. на период рассмотрения Пенсионным фондом заявления о назначении пенсии, что существенно ниже минимального размера оплаты труда по г. Москве (в настоящий момент МРОТ по Москве составляет 18 742 руб.). При этом пенсионер никак не может повлиять на получение социальной доплаты за этот период.

Считаю целесообразным внести дополнения в п. 38 постановления правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП и изложить его в следующей редакции:

  • п. 38. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по вине управления социальной защиты населения г. Москвы, выплачиваются пенсионеру за все прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Суммы региональной социальной доплаты, не полученные своевременно по причине приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии органом пенсионного фонда, выплачиваются пенсионеру за период, равный сроку рассмотрения заявления.

Сложившаяся ситуация требует того, чтобы законодатели обратили внимание на эту проблему и устранили несправедливую норму закона. Пока законодатели не внесут соответствующие изменения в законодательство, бороться с этим явлением остается только через суд.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector