Reg92.ru

Регион 92
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В дипломе нет специальности и квалификации а есть направление подготовки какую запись сделать в трудовой про профессию?

Квалификация по диплому – это название, отображающее уровень учебной подготовки выпускника образовательной организации. Наименование квалификации зависит от уровня профессиональной подготовки и типа учебного заведения (высшее или среднее специальное).

Виды квалификационных степеней

Согласно Болонской системе образования, существует три основных типа квалификационных степеней – это бакалавр, специалист и магистр. Характеристики каждой степени соответствуют определенному уровню профессионального образования.

Бакалавр

Продолжительность обучения на бакалавриате составляет 4 года и подразумевает получение базового высшего образования, на базе которого можно начинать вести дальнейшую профессиональную деятельность по выбранной специальности. Если выпускник не намерен продолжать обучение на специалитете, он становится бакалавром определенной области по выбранному направлению.

Специалист

Выпускник, окончивший курс обучения выбранной специальности в течение 5-6 лет, получает квалификацию «специалист». Пример: квалификация по диплому «Экономист», а название специальности «Экономика». Здесь квалификация значит статус выпускника вуза в профессиональной сфере, а специальность указывает на изучаемую общественную отрасль.

Магистр

Квалификационная степень присуждается после прохождения программы, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. К учебе допускаются лица, закончившие бакалавриат и специалитет по любой специальности и успешно-написавшие магистерскую диссертацию под руководством научного руководителя.

Квалификация «магистр» предоставляет право на поступление в аспирантуру и принятия участия в специальных научных программах, необходимых для получения ученой степени «кандидат наук».

Разбираем понятие специальности

Тут тоже лучше начать с этимологии слова.

Специальность – от лат. species, что означает «род, вид». Специальность – это основная часть профессии, ее узкая отрасль.

Например, специальности врача – терапевт, окулист, хирург, акушер и пр.; специальность юриста – нотариус, адвокат, следователь, судья и пр.

То есть специальность – это узкопрофильная сфера, в которой нужно приложить определенные трудовые силы и профессиональные умения.

1.1. Отличие понятий «направление», «специальность», «специализация»

Знакомство со своей будущей профессией лучше всего начать с пояснения некоторых важных понятий, в частности, таких как направление, специальность, специализация.

Понятие направление описывает общую профессионально-образовательную область, в рамках которой осуществляется подготовка бакалавров, инженеров и магистров.

Студенты кафедры прикладной и компьютерной оптики (группы 1300, 1301, 1302), как и все студенты факультета оптико-информационных систем и технологий, обучаются по направлению «Оптотехника»; по инженерной специальности «Оптические и оптико-электронные приборы», а также по бакалаврским программам и магистерским специализациям: «Компьютерная оптика» и «Прикладная оптика».

Направление «Оптотехника» – область науки и техники, направленная на исследование, создание и применение оптических приборов, систем и технологий.

Специальность «Оптико-электронные приборы и системы» – область техники, связанная с разработкой, изготовлением, исследованием и эксплуатацией оптических приборов, устройств и систем.

Специализация – это непосредственный вид профессиональной деятельности. В рамках одной специальности есть несколько специализаций, обычно своя для каждой группы.

В государственном дипломе о высшем образовании указывается специальность (для инженеров) или направление (для бакалавров и магистров), а специализация указывается в приложении.

Кроме различных специализаций, студенты могут получить различную квалификацию в соответствии с многоступенчатой системой высшего профессионального образования:

  • бакалавр наук – 4 года обучения;
  • дипломированный специалист (инженер) – 5,5 лет обучения;
  • магистр наук – 6 лет обучения.

Различия в учебном плане у студентов, получающих различные специализации и квалификации, начинаются с 6 семестра (3 курс), а до этого у всех студентов одной специальности учебная программа одинаковая, что позволяет студентам в процессе обучения выбирать ступень подготовки (рисунок 1.1 ).


а) с 1 по 4 курс (увеличить рисунок) а) с 4 по 6 курс (увеличить рисунок)
Рис. 1.1. Структура подготовки специалистов-оптиков различной квалификации.

Для квалификации «инженер» важны и специальность, и специализация. Инженер – это специалист в конкретной области техники. Та или иная специализация позволяет инженеру самостоятельно решать определенные прикладные задачи.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образованиягласит:

«Объектами профессиональной деятельности инженера по специальности «Оптико-электронные приборы и системы» являются оптические приборы и системы, их теоретическое, математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы их использования, проектирования, контроля, исследования и технология их производства.

Инженер по специальности «Оптико-электронные приборы и системы» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: проектно-конструкторская; научно-исследовательская; организационно-технологическая; производственно-управленческая; эксплуатационно-наладочная.»

Бакалавр – это специалист в широкой области, поэтому для квалификации «бакалавр» указывается общее направление. Для получения квалификации бакалавра достаточно 4 лет обучения.

После получения диплома бакалавра возможно поступление в магистратуру (еще 2 года обучения). Обучение в магистратуре также определяется направлением, однако магистр должен не только обладать знаниями в широкой области своей деятельности, но и являться специалистом по конкретной научной теме. Поэтому для каждого студента, обучающегося в магистратуре составляется индивидуальный план научных исследований. Выпускники, успешно обучавшиеся в магистратуре, способны самостоятельно ставить и решать новые научные задачи.

В отличие от инженера магистр более подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, а также может выполнять те же виды работ, что и инженер.

Традиционно специализация закреплена за какой-то конкретной группой, причем, поскольку первые 2 года у всех групп факультета учебная программа абсолютно одинаковая, каждый студент имеет возможность перейти в другую группу в соответствии со своими интересами. Рисунок 1.2 показывает соответствие специализации и квалификации номеру группы.


Рис. 1.2. Направление подготовки.

Рассмотрим подробнее различные специализации, которым обучают на кафедре прикладной и компьютерной оптики.

Специализация «Проектирование оптических систем»

Проектирование оптических систем – это сочетание теоретических и прикладных дисциплин, изучающих общие законы и принципы оптики, теорию оптических систем, оптические измерения, оптическое изображение и методы проектирования различных типов оптических систем.

В этой специализации основное внимание уделяется теории и методам проектирования и исследования оптических систем, использованию всего арсенала готовых пакетов компьютерных программ для проектирования оптических систем различного назначения и обработки результатов оптических измерений.

Читать еще:  Вопрос уполномочены ли органы местного самоуправления выдавать гражданам справку о составе семьи? Ответ комитета государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

В качестве примеров оптических систем, разрабатываемых такими специалистами, можно назвать объективы фотоаппаратов и видеокамер, zoom-объективы для киносъемочных камер, бинокли, оптические прицелы, наземные и космические телескопы, системы ночного видения, работающие в инфракрасной области спектра, высокоточные проекционные объективы для микроэлектроники, и многое другое.

Специализация «Оптические приборы»

Специализация «Оптические приборы» – это сочетание проектирования оптических систем, конструирования и компьютерно-ориентированных конструкторских систем.

Данная специализация готовит специалистов по разработке и исследованию оптических приборов. Специалисты этого направления получают хорошую подготовку в области проектирования (расчета) оптических систем. Кроме того, они являются квалифицированными специалистами в области конструирования оптических приборов различного назначения, и выпуска соответствующей документации на ее изготовление.

Одно из актуальных в настоящее время направлений деятельности таких специалистов – изучение и использование единой технологической цепочки CAE/CAD/CAM (проектирование/конструирование/изготовление), а также создание новых пакетов программ для автоматизации подбора конструктивных решений и выполнения типовых операций по выпуску чертежей.

Специализация «Компьютерная оптика»

Компьютерная оптика – это сочетание оптики, математики и компьютерных технологий. Специализация «Компьютерная оптика» направлена на подготовку специалистов, способных решать сложные инженерные и научные проблемы в области прикладной оптики на основе профессионального использования математических методов и компьютерных технологий.

Как показывает опыт, задачи прикладной оптики настолько разнообразны, сложны и комплексны, а применяемые для их решения методы, модели и средства настолько универсальны, что специалист по компьютерной оптике может практически безо всякой адаптации успешно работать в любой области, требующей владения математическими методами и компьютерными технологиями.

Специалист, бакалавр, магистр

После ратифицирования Болонской конвенции, позволяющей считать дипломы стран-участниц действительными за рубежом, в России были приняты новые стандарты высшего образования. Теперь оно осуществляется по трём системам:

  • специалитет (не менее 5 лет обучения);
  • бакалавриат (не менее 4 лет обучения);
  • магистратура (не менее 6 лет обучения).

В первом случае выпускник вуза будет называться дипломированным специалистом по выбранному профилю. Например, квалификация по диплому «Юрист», а специальность – «Юриспруденция». В данном случае квалификация обозначает, кем является выпускник в профессиональном плане, а специальность – в какой области общественных отношений. При этом первое понятие более узкое, чем второе, если их рассматривать применительно к образованию.

Что такое бакалавриат? Вопреки распространённому мнению, это не «сокращённое», а полноценное высшее образование. Оно является базовым, и по прохождении его курса можно устроиться на работу. В этом случае в вашем дипломе будет написано, что вы – бакалавр определённой отрасли (например, экономики) по соответствующему направлению (в данном случае — «Экономика»).

А можно продолжить обучение, перейдя на вторую ступень и начав академическую карьеру. Этот уровень высшего образования называется магистратурой, срок обучения составит 6 лет, после чего выпускник получит научную степень «Магистр».

Профиль и программа: что это такое?

Профиль – это фактически тот узконаправленный коридор, по которому будет шагать студент на протяжении всей учебы. Если специальность характеризует общий характер деятельности будущего специалиста, то профиль отражает конкретные процессы, явления, права и обязанности, то чем выпускник будет заниматься по окончании ВУЗа или СУЗа.

Понятие профиля и программы

Перед поступлением (если Вы уже знаете, какая сфера деятельности Вам больше подходит, профиль (на кого конкретно хотите поступать)), важно уточнить в ВУЗе перечень действующих профилей, уточнить правила приема на них и пр.

Программа обучения предполагает перечень тех дисциплин, которые студент будет изучать в течение всего периода обучения. В программу обучения обязательно входят аудиторные занятия, практические занятия, письменные проекты (контрольные, курсовые и дипломные работы, научные проекты и пр.), практика, зачеты и экзамены, ГОСы и защита дипломного проекта.

Обратите внимание, что один и тот же профиль в разных ВУЗах может иметь разные программы обучения. Это значит, что некоторые предметы в учебном процессе могут различаться: одни присутствовать, другие отсутствовать. Основные дисциплины будут включены в любом случае, а вспомогательные могут различаться.

Специалитет

Этот уровень ориентирован на то, чтобы предоставить студенту полную базу необходимых навыков и специальную подготовку. Продолжительность учебы здесь более длительная – 5-6 лет. На первых двух курсах образовательная программа идентична той, которая преподается бакалаврам. В остальное время специалисту предоставляются расширенные, более углубленные знания по выбранной специальности.


По завершении учебы, присваивается квалификация специалиста и выдается диплом, в котором прописывается точное название профессии. После завершения программы специалитета, учащийся может продолжить учебу в аспирантуре или магистратуре. Причем, во втором случае учеба является возможностью получить второе высшее образование.

Профессия, специальность и специализация: в чем разница?

Мы часто слышим слова «профессия», «специальность», «образование», но так сложно бывает уловить разницу между ними! Кажется, будто эти понятия имеют примерно одинаковое значение. Или они все-таки чем-то отличаются? Давайте разбираться.

Профессия

Итак, начнем, пожалуй, с профессии. Что это такое?

  1. Система знаний, умений и навыков, которая присуща конкретному индивиду. Примеры употребления термина в данном контексте: «Он получил профессию инженера», «У нее есть профессия».
  2. Профессиональное сообщество. Людей, занятых определенным видом труда, объединяет не что иное, как профессия. У них схожие интересы, знания и навыки.
  3. Вид деятельности. В данном контексте профессия отождествляется с работой.
  4. Необходимая для социума и довольно ограниченная (в связи с разделением труда) область приложения физических и духовных стараний человека, которая позволяет ему жить и развиваться.

Специальность

Следующий термин похож на предыдущий и соответствует разным видам областей труда в рамках профессий. Допустим, невозможно быть учителем в общем смысле. Это обязательно будет преподаватель по определенной дисциплине: химии, физике, литературе, истории, английскому языку и т.д. В других профессиях, в общем-то, та же ситуация: врач – эндокринолог, анестезиолог, ортопед, окулист, акушер-гинеколог; слесарь – сантехник, механик, инструментальщик. Специальности-профессии утверждены Министерством труда России.

Читать еще:  Если на одно лицо оформлено две квартиры какой налог

Когда вы будете выбирать колледж или высшее учебное заведение, то непременно столкнетесь с такими понятиями, как «направление образования» и «специальность образования». Предлагаем рассмотреть каждое из них.

Специальностью образования называют совокупность знаний, умений и навыков выпускника, приобретенных им во время обучения по профессиональным программам высшего образования и обеспечивающих возможность заниматься определенным видом профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

Существует ли принципиальная разница между направлением и специальностью образования? Стоит отметить, что направление образования обеспечивает более обширную сферу профессиональной деятельности. Есть еще такие понятия, как «группа специальностей» и «область знаний» – это разделение наук на определенные виды (гуманитарные, технические, естественные, образовательные и т.д.). Однако подобная дифференциация характерна только для высшего профессионального образования.

Что подразумевается под понятием «квалификация по направлению или специальности образования»? Уровень подготовки к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности по определенному направлению или специальности. Квалификации устанавливает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. От квалификации зависит и минимальная заработная плата (в случае если вы будете работать в госучреждении по специальности).

Специализация

Этот термин следует понимать как конкретизированную совокупность знаний, навыков и умений, применяемых в узкой области профессиональной деятельности в рамках определенной специальности.

Как известно, профессии не стоят на месте – они постоянно меняются в связи с потребностями рынка, и делают это очень стремительно. Создаются новые, объединяются, разделяются или же вовсе ликвидируются старые. Классификатор специальностей реагирует на появление изменений, но с определенной задержкой. Например, такие специальности, как «менеджмент» и «маркетинг», можно встретить в классификаторе, однако для «веб-дизайна», «банковского дела» и «логистики» места пока не нашлось. Хотя образовательные учреждения вправе создавать специализации, используя в качестве ориентира не только классификатор. Есть такие специализации, как «индустриальная психология», «международная журналистика». Они указываются в дипломе и позволяют работодателям судить о том, в какой сфере претендент на должность может похвастаться самыми широкими знаниями. А ведь в дипломе эта узкая специализация не указывается целиком – пишется просто «психология», «журналистика». Если же говорить о профессиях, то зачастую можно встретить устаревшие формулировки («агент по продаже» вместо «дистрибутор»). Бывает и так, что профессия появилась совсем недавно, а термин для ее указания пока еще отсутствует («редактор интернет-издания»). Впрочем, строгая тарифная сетка характерна главным образом для госучреждений. Коммерческие организации, как правило, закрывают глаза на подобные нестыковки между образованием, профессией и должностью. Так что все это обычно не более чем формальности.

Раскроем и такое понятие, как «должность». Это трудовые задачи (функции и обязанности), возлагаемые на работника. Трудовой пост подразумевает цель, средства, условия труда и вообще все, что свойственно определенной должности в определенной организации.

Второе высшее образование

Для успешного управления компанией необходимо понимать множество механизмов. Каждый управленец должен обладать знаниями из области гражданского, трудового, хозяйственного и административного права, маркетинга, экономики и даже пиара. Соответственно, любому топ-менеджеру желательно подкрепить базовое образование вторым высшим.

В последнее время нехватку специальных и узкоспециальных знаний особенно остро чувствуют руководители российских медучреждений. В отличие от Запада, где госпиталями и соответствующими управлениями руководят менеджеры, наши главные врачи, заведующие отделениями и чиновники от здравоохранения имеют подготовку исключительно по медицинскому профилю. К сожалению, в наших вузах, как правило, не предусмотрена возможность изучить нюансы применения правовых норм в медицинской сфере. По этой причине самой популярной современной тенденцией стало требование второго диплома, экономического либо юридического, в сфере медобслуживания. А иначе никак!

Для построения карьеры в банковской сфере мало быть хорошим финансистом. Грамотное управление финансовыми потоками, мудрый обход подводных камней в сложившейся экономической ситуации – все это крайне непросто. Здесь необходимы глубокие знания законодательной базы, в частности финансового права. А если вы предпочтете работу в отделе кредитования физических и юридических лиц, вам придется составлять договоры и вычитывать документы. В отдельных случаях нужно будет проверять, соответствуют ли они принятым правовым нормам, да еще и отслеживать возникновение новых законов. А тут уже придется сопоставлять вновь принятые законы с действующими и проводить сравнительный анализ. Разумеется, человек, не обладающий соответствующими знаниями, не сможет разобраться в подобных вопросах.

Большинство авторитетных изданий любит привлекать к написанию информационных статей не только писателей, но и экспертов – знатоков своего дела. Согласитесь, материал, изложенный профессиональным юристом, экономистом или психологом, окажется гораздо более интересным и полезным, нежели статья, написанная человеком, не особо разбирающимся в той или иной области знаний. Во всяком случае, не придется сомневаться в достоверности изложенного. Особенно ценятся специалисты, имеющие несколько высших образований, одно из которых базовое профильное, допустим, журналистика, философия. А другой диплом позволит компетентно освещать вопросы, поднимаемые на газетных и журнальных страницах.

Как видим, дополнительное второе образование – это наиболее эффективный способ повышения профессионального уровня для любого специалиста. На сегодняшний день юридическое образование является самым популярным вторым высшим. Далее идет «бухгалтерский учет и аудит». Следом расположились «менеджмент» и «управление персоналом». Причем зачастую их выбирают руководители предприятий и топ-менеджеры с технической или гуманитарной базой.

Проблемы при трудоустройстве бакалавров

Основные проблемы при трудоустройстве, с которыми сталкиваются выпускники бакалавриата.

  • Настороженное отношение работодателей

В Росси часто можно столкнуться с тем, что квалификация бакалавра принижается обществом и сравнивается со средне-специальным образованием, ввиду того, что она ориентирована исключительно на практическую часть деятельности. Работодатели негласно считают ее неполным высшим и не спешат отдавать свои рабочие места под эти кадры.

Читать еще:  Как охарактеризовать материальный достаток семьи

В действительности это ошибочное мнение, так как вопрос стоит не в качестве получаемого образования, а в целях: если студент не намерен продолжать обучение в научной сфере и ему интересно лишь овладение выбранной профессией, то получение степени бакалавра – это оптимальный для него вариант.

  • Сильная конкуренция с выпускниками магистратур и специалитета

Представьте себе, что вы работодатель. К вам на собеседование пришли три кандидата: бакалавр, специалист и магистр. Кому вы отдадите предпочтение? Разумеется, выбирать будут между вторым и третьим. И здесь уже не важно, что именно бакалавр ориентировался исключительно на рынок труда. Диплом магистра и специалиста всегда будет более привлекательным при трудоустройстве.

  • Ограничение карьерного роста

1 июня 2016 года в Федеральное законодательство были внесены поправки: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Согласно поправкам бакалавры не смогут занимать руководящие должности, тем самым законодатель ограничил для них возможность карьерного роста. В конечном счете, для получения более высокого продвижения по службе выпускнику бакалавриата может понадобиться поступление в магистратуру (от которого он когда-то отказался).

Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза

Конечно, исключения бывают из всех правил, но чтобы не попасться на обман, желательно провести серьезный анализ заведения перед подачей документов. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • на выбранном профиле отсутствуют бюджетные места;
  • количество контрактных мест значительно преобладает над остальными специализациями;
  • совершенно уникальное название профиля, которое не встречается в других вузах (это может быть, конечно, и признаком уникальной программы обучения в профильном вузе, но также может нести и другую цель – подменить необычным названием обычное содержание, чтобы выделиться из фона).

В большинстве своем высшие учебные заведения обладают балансом контрактных и бесплатных мест на ту или иную специальность. Востребованные вузы имеют больше бюджетных мест для студентов, нежели платных. Преобладание контрактных мест на программы над бесплатными – повод для дополнительного сбора информации на счет качества предоставляемых образовательных услуг в данной организации.

Кому точно нужен диплом программиста

Если мы говорим именно о дипломе, а не о полученных знаниях, то таких студентов не так много. Связана необходимость документов только с видом работы.

  • Диплом программиста обязательно будут проверять, если вы захотите устроиться в бюджетную государственную организацию. В этом случае нужна хотя бы смежная техническая специальность, например, инженера.
  • При переезде за границу. Работодатель будет смотреть на опыт, знания и портфолио, но с оформлением документов на жительство могут быть проблемы, если специальность в вузе была из другой сферы.
  • Если работодатель поощряет получение высшего образования и без него не продвигает по карьерной лестнице. В небольших веб-студиях подойдёт диплом любой профессии. Но в крупных корпорациях образование по текущей специальности существенно повысит шансы на повышение.

Но, если ответственно относиться к учёбе, институты для программистов могут дать куда больше, чем официальный документ. И тогда перед студентом открывается масса возможностей.

Основные отличия, пример

Итак, разобравшись в терминологии, давайте рассмотрим основные отличия между этими понятиями.

Разница между профессией и специальностью:

  • Способ получения знаний. Если для того, чтобы получить специальность, необходимо пройти определенное обучение, то профессию можно получить и на практике. Для этого нужно обладать либо талантом, либо определенными навыками (например, физическими, художественными или музыкальными).
  • Необходимость подтверждения. Профессия может как соответствовать вашему образованию, так и быть совершенно из другой области. Она не требует аттестации или экзаменов. Специальность же обязательно нужно подтверждать (защита диплома, тестирование или государственные экзамены).
  • Доход. Профессия приносит человеку реальный доход, специальность — это лишь подтвержденные документом государственного образца знания и умения.

Разница между специальностью и квалификацией:

  • Специальность — это комплекс знаний и навыков, а квалификация — это уровень мастерства. То есть подтвердить первую можно дипломом, а вторую — практикой.
  • Специальность получается после прохождения обучения, а повышение квалификации — после начала профессиональной деятельности. Чем выше стаж и навыки работника, тем выше его квалификация.
  • Специальность остается у человека навсегда, а квалификация может меняться.

Отличия между профессией и должностью:

  • Профессия — это род трудовой деятельности, должность — это служебное положение лица в компании.
  • Должность закрепляется приказом, распоряжением или пометкой в трудовой книжке, а профессия чаще всего подтверждается документом о высшем или профессиональном образовании.

Давайте рассмотрим простой и наглядный пример:

Некто Мария Ивановна отучилась на журфаке. После этого она устроилась на работу на телеканал и заняла должность редактора новостей. Далее она прошла курсы профессиональной подготовки по тележурналистике и получила квалификацию тележурналиста. Теперь Мария Ивановна может работать в кадре в качестве корреспондента. Таким образом, наша героиня имеет специальность «Журналистика», профессию журналиста, квалификацию тележурналиста и должность корреспондента.

Если у вас нет времени на написание контрольной, курсовой или дипломной работы, сервис ФениксХелп всегда поможет выполнить любую задачу в срок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector