Reg92.ru

Регион 92
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поведение ребенка в домашней обстановке

Родители часто обвиняют сами себя, думая, что они разбаловали ребенка и нужно с этим «что-то делать». Верно ли, что основная проблема в родителях? Да, иногда так бывает.

Вере четыре года, она живет с родителями и бабушкой. Бабушка не так давно вышла на пенсию, у нее достаточно много свободного времени и она взяла на себя заботу о Вере. Утром бабушка разрешает Вере поспать подольше, готовит и накрывает для нее завтрак. Бабушка ласково будит Веру, Вера обычно немного капризничает (если честно, специально, ей нравится, что бабушка ее уговаривает), не хочет вставать. Бабушка нередко на руках относит внучку умываться, потом к столу. Дальше Вера отказывается есть и бабушка кормит ее. И так все утро. Вера не одевается, не хочет причесываться. Бабушке не трудно и даже приятно помочь внучке, что она и делает. Когда Вера и бабушка находятся вдвоем, то бабушке достаточно комфортно. Проблемы появляются вечером в детском саду. Бабушке неловко, что все дети одеваются сами, а Вера требует, чтобы ее одевала бабушка. Да и педагоги говорят, что во время пребывания в детском саду никаких проблем с самообслуживанием у Веры нет.

Что же получается? Бабушка сама вырыла себе яму? Да, похоже, что так и есть. Бабушка с удовольствием одевала и кормила Веру. А дети очень тонко чувствуют, что нравится взрослым. И дети откликаются на эмоции взрослых. Вера могла бы сама одеваться, но так как бабушка всегда ей помогала, то так уж сложилось в этой семье.

Понятно, что произошло. Понятно, что бабушка допустила ошибку. Но нам важнее разобраться, что делать дальше. Как изменить ситуацию?

Бабушка Веры пошла таким путем. Она честно сказала внучке, что с удовольствием носит ее на руках и, наверно, и дальше носила бы с удовольствием. Но дело в том, что Вера растет и становится все тяжелее. Вера с бабушкой посмотрели фотографии, где бабушка держит на руках маленькую Верочку, потом фото, где Вера уже постарше. А потом подошли к зеркалу. Вера выросла. Она почти доставала до бабушкиного плеча. И бабушка сказала, что больше не будет носить Веру на руках. Но Вера может посидеть у нее на коленях, когда они читают книги и смотрят мультики. Дальше нужно было решить вопрос с одеванием и едой. Бабушка стала будить Веру пораньше и теперь Вера помогала готовить завтрак и накрывать на стол. А потом проголодавшаяся Вера с удовольствием садилась за стол и ела те блюда, которые они вместе приготовили. И если раньше бабушка завтракала раньше Веры, то теперь они ели вместе и уже совсем неуместно было кормить Веру. Иногда только девочка по привычке просила бабушку покормить ее. Тогда бабушка давала ей одну-две ложки каши. А как же одевание? И снова стали все делать вместе. Бабушка одевалась сама, а Вера тоже сама. Иногда только бабушка помогала завязать Вере шнурки или застегнуть сзади пуговицу.

Разный возраст разные эмоции

Есть родители, которые откладывают развод на момент, когда ребенок подрастет. Так, на их взгляд, ребенку будет легче принять новости. Но идеального детского возраста для переживания развода не существует. Это касается даже еще не рожденных малышей. Если расставание произошло во время беременности, то ребенок в утробе мамы переживает весь спектр негативных чувств и эмоций, которые ощущает женщина.

До полутора лет развод довольно часто проходит практически незаметно для ребенка, ведь он почти все время проводит с мамой. В таком случае сильной привязки с отцом не происходит и для ребенка мало что меняется. Но малыш может «считывать» эмоциональное состояние мамы и тревожиться.

В возрасте от полутора до 3,5 лет ребенку очень важно видеть папу и проводить с ним время. К тревожности ребенка в этом возрасте во время родительского развода может добавляться и агрессия.

В 5–9 лет ребенок очень сильно включается в процесс и дает сильные эмоциональные реакции. У детей может повышаться раздражительность и тревожность, появляться депрессивные состояния, проявляться психосоматика. В этом возрасте ребенок чаще всего чувствует себя виновным за развод мамы и папы, если родители не убедят его в обратном.

Дети 9–12 лет часто начинают испытывать сильную злость на ушедшего из семьи родителя, обижаются на него, ведут себя так, чтобы привлечь внимание или разозлить маму или папу. У ребенка может появляться ощущение собственной ненужности и брошенности. Также в этом возрасте дети могут кардинально менять имидж или пытаться вычеркнуть из своей жизни родителя, который ушел.

Подростки часто реагируют на новость о разводе протестом. Они обвиняют одного из родителей, проявляют агрессию по отношению к нему. Нередко в таких ситуациях подрывается авторитет мамы или папы.

От ребёнка-героя до потеряшки: 6 типов детского поведения, которые возникают из-за проблем в семье

Ребенок, который рано взрослеет и начинает решать взрослые проблемы, или подросток, который постоянно всех веселит и сводит все к шутке, — это вроде бы здорово. Они ведь ответственные и позитивные. На самом деле такое поведение может быть следствием проблем в семье. Подробнее об этом рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Лариса Костикова.

Читать еще:  182 закон о гражданстве рф

Описывая проблемные отношения, психологи часто используют определение «дисфункциональная семья». «Дисфункция» переводится с латинского как нарушение или утрата способности к деятельности. Как правило, в таких семьях люди не признают наличия проблем в общении друг с другом, не выражают свои чувства открыто, не говорят по душам, прибегают к чрезмерной опеке в ущерб истинной заботе. Особенно непросто в этой обстановке приходится детям. Часто они неосознанно выбирают для себя определенную психологическую роль.

1. Герой

Часто старший ребенок в семье берет на себя роль «героя»: он может достичь немалых успехов, например, в учебе или спорте, может быть лидером в классе или заводилой в компании друзей. Внешне такой ребенок выглядит вполне успешным. Но своим любимым делам он времени почти не посвящает или даже не понимает, какие у него предпочтения, интересы и склонности. Почему? Да просто потому что на первом месте для такого ребенка стоят интересы других людей!

В дальнейшем, во взрослой жизни, он может быть очень удобен для всех, совершенствуя и развивая свою «героическую» роль, но при этом человек рискует окончательно потерять контакт с собственными потребностями. Такие люди часто становятся одержимыми какой-то навязчивой идеей, стараются добиваться совершенства во всем, всегда ориентированы на достижение целей. Для них чувства не представляют никакой ценности.

2. Бунтовщик

Полной противоположностью «герою» семьи является «бунтовщик». Такой ребенок ведет себя крайне вызывающе, все время влипает в какие-то неприятные истории, рано начинает курить и употреблять алкоголь.

Своим негативным поведением эти дети привлекают сначала внимание родителей, потом воспитателей, учителей, а затем и представителей правопорядка. Но за вызовом, который бросает «бунтовщик» своей семье, часто стоит неосознаваемая ребенком потребность в похвале, поощрении и принятии. Он чувствует себя никому не нужным и отвергнутым, а своим поведением только усугубляет ситуацию. У такого ребенка, как правило, низкая самооценка, он теряет контакт со своими чувствами, переживает эмоциональную заброшенность и прикрывает все это раздражением.

Дети-бунтовщики скрывают чувство обиды и часто стараются свести счеты с родителями. Взрослея, могут бросать вызов уже общественной системе в целом

Не умея «брать» поддержку, они не верят в то, что сами по себе являются ценными, заслуживают внимания и любви. Такие люди часто находят себе партнеров, которые позволяют им вымещать свои обиды, оскорбления и раздражение на них.

3. Потерянный ребенок

Он как будто держится особняком от своей семьи. Может показаться, что ему нравится проводить время в одиночестве, играть с самим собой, что-то мастерить или читать книжки. Поэтому родители оставляют ребенка в покое, стараясь не мешать, а случается, и вовсе забывают о нем.

Такой ребенок может все дальше уходить в мир собственных фантазий, при этом никого не обременяя своим присутствием. «Потерянный ребенок» на самом деле очень страдает от одиночества, но как будто не способен сообщить о себе миру. В то же время такие дети тонко чувствуют и близко к сердцу принимают нужды и страдания других, они всегда готовы прийти на помощь. По мере взросления они все больше пренебрегают собой, спасая других. Ощущение же умиротворения и счастья, так необходимое любому человеку, он может приобретать за счет внешних стимуляторов: допустим, еды или алкоголя.

4. Плачущий клоун

Есть еще одна типичная роль — «талисман семьи», которая часто достается младшему из детей в семье. Как правило, «младшенького» все обожают и балуют, многое ему позволяют и все прощают. Протестное поведение такого «любимца» не воспринимается всерьез, и обычно эти дети отличаются непоседливостью, дурашливостью, изобретательностью.

Стараясь развеселить близких, они привычно играют роль клоунов, тем самым помогая родителям справляться с семейными невзгодами и получая от них взамен благодарность и снисхождение.

5 способов по-взрослому справиться с детской истерикой

Среди взрослых людей тоже можно встретить таких «клоунов», которые своими шутками быстро создают непринужденную обстановку в коллективе, легко снимают напряжение, казалось бы, в безвыходной ситуации, отвлекают на себя часть негативной энергии и переводят конфликтный разговор в более мирное русло. Этот неосознанный «детский способ» избегания конфликтов свидетельствует о непереносимости некоторыми людьми любых разногласий и незрелости их эмоциональной сферы.

5. Приспособленец

В самом названии заключен смысл этой роли. Такой ребенок проявляет чудеса гибкости, может выдержать, кажется, без особого ущерба для себя любые испытания. Внешне реакция ребенка может выглядеть как безразличие или отстраненность. Часто взрослым кажется, что у них растет «настоящий эгоист», который спокойно реагирует на любые «бури» в семье, закрывается в своей комнате или вообще уходит гулять, когда родители ругаются.

На самом деле дети испытывают в этот момент настоящий шок, а с помощью внешней невозмутимости пытаются оградить себя от разрушительного воздействия стресса и таким образом приспособиться к нестабильной, а часто и опасной ситуации в семье.

Читать еще:  В чём связаны различия национальностей

Что ждет такого ребенка, когда он вырастет? Скорее всего, трудности с предъявлением личностных границ в социуме, нарушенный контакт со своими чувствами, непонимание сигналов со стороны собственного тела, игнорирование физической боли, плохого самочувствия и умение превозмогать любой дискомфорт.

Такие люди привычно остаются в тени, стараются не привлекать к себе внимание, не выражать своих эмоций. Их потребности остаются неудовлетворенными, они редко обращаются с какой-либо просьбой к другим, чувствуют себя одинокими и изолированными.

6. Миротворец

Есть еще одна «героическая» роль в семье с очень привлекательным названием — «миротворец». В проблемной семье такой «герой» очень востребован. Там, где взрослые люди не умеют цивилизованно выяснять отношения, не берут на себя ответственность за последствия собственных решений, игнорируют чувства и потребности близких, может вырасти ребенок-утешитель: он и маму успокоит, и папу утихомирит, и братьев-сестер пожалеет.

Но привычка «нести в мир добро» может плохо отразится на самом ребенке. Во взрослой жизни такой человек как будто бы является обладателем особых полномочий, наделен исключительными правами и «причиняет добро», даже когда его об этом не просят и в нем не нуждаются. Для таких людей свойственно проводить большую часть своего времени, решая эмоциональные потребности других людей. Они чуткие, заботливые, чрезмерно отзывчивые, как правило, уделяют больше внимания другим, чем себе. А если им кто-нибудь оказывает поддержку, то они чувствуют за это вину.

Если проанализировать смысловое значение семейных ролей, становится ясно, что главная цель любой роли — это сохранить семью от разрушительного воздействия проблем, особенно когда эти проблемы не признаются, игнорируются взрослыми людьми. На детей в этом случае или возлагается непосильная нагрузка, или им предоставляется безраздельная власть. Но самое главное то, что «семейный театр» не завершает свою работу с течением времени, «детские роли» только совершенствуются и воплощаются потом в новых условиях, находя своих «зрителей» и «партнеров» во взрослой жизни.

Чтобы глубоко проработать собственные семейные сценарии и проблемы, необходима консультация специалиста. В Москве это можно сделать бесплатно, например в Московской службе психологической помощи населению www.msph.ru.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Воспитание ребенка в 3-4 года: психология, советы, рекомендации


Трехлетний малыш проходит условный рубеж: в это время он пытается осознать себя как отдельную личность со своими желаниями, происходит формирование определяющих черт характера.

В моменты такого осознания он капризничает, дабы удовлетворить желания.

Для защиты и воспитания

Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:

  1. «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
    • выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
    • избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
    • навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
    • озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.

  2. Телесных симптомов:
    • вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
    • усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.

Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.

5 Корчит рожицы, паясничает

Привычка передразнивать других людей (гримасничанье, рожицы, кривлянье) — это прежде всего способ привлечь к себе внимание. Чаще всего это происходит из-за неуверенности в себе: ребенок считает, что он недостаточно талантливый и интересный по сравнению с другими детьми, и чтобы на него обратили внимание, ему нужно паясничать и кривляться. Замечания взрослых в подобной ситуации он расценивает как свою «минуту славы».

Такие дети часто слышат от родителей или сверстников насмешки и подколки: «Ну ты и неуклюжий», «У тебя руки не из того места растут», «Милый наш толстячок».

Важно! Когда в семье появляется второй ребенок, старшие дети часто испытывают недостаток внимания, чувствуют обиду, которая побуждает их пользоваться разными способами, чтобы вернуть мамино внимание. Один из таких способов — кривляние, которое подобно крику о помощи: «Обрати на меня внимание!»

Основы воспитания 3-летнего ребенка

Это отношение выражается к просьбам взрослого и его личной персоне.

Зачастую такое отношение ребенка проявляется лишь к одному члену семьи, в то время как другим он повинуется. Эта черта появляется еще для того, чтобы ребенок 3-х лет смог заставить родителей выполнить его требования, проявив свою власть при помощи агрессии.

Воспитание малыша в в разных семьях протекает иначе. Некоторые родители начинают также крайне негативно реагировать на выходки своего подросшего ребенка, пытаясь указать маленькому манипулятору его место. Они используют давление и физическую силу.

В других семьях принято повиновение ребенку, там выполняют любое требование, лишь бы он не беспокоил родителей по пустякам.

Тут важно найти золотую середину, чтобы направить воспитание в нужное русло.

Существуют следующие полезные советы для родителей, воспитывающих ребенка 3-х лет: Тут важно набраться терпения, каждую ситуацию оценивать максимально трезво.

«Не хочу! Не буду! Не надо!

Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление. Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис.

Кстати, он может усилиться с началом посещения .

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями.

Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса.

Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания. И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей.

«Я никогда не сержусь и ничего не боюсь»

Вы, конечно, уже знаете, что каждый человек испытывает в своей жизни всю гамму эмоций и чувств от радости до злости. Если ребенок говорит, что он никогда не сердиться и не боится, а именно эти чувства часто являются «плохими» в обществе, это говорит о том, что родители ребенку часто неосознанно запрещают показывать эти чувства. Это приводит к сложностям в общении и эмоциональным срывам.

Что делать взрослым: наблюдать за собой, какие чувства вы испытываете в течение дня. И вместо привычного запрета на негативные чувства, поищите позможности для проявления этих эмоций. Постучите рукой о стену, напишите на бумаге 10 раз «я сержусь потому что..»

Причины непослушания детей

Мотивы, они же причины непослушания детей достаточно просты и примитивны:

привлечение внимания – нехватка любви и заботы вынуждает вести себя таким образом, чтобы взрослые уделили ребенку хоть каплю внимания. При этом неважно в каком ключе оно будет: в позитивном или негативном;

стремление завоевать лидерскую позицию – большое количество детей, особенно в подростковый период, хотят беспрекословного исполнения каждого «хочу». Это проявляется в капризах, непослушании, постоянных спорах;

месть – да, порой, чувство мести встречается и по отношению детей ко взрослым. Случается, что родители не замечают, как сильно ранят детские чувства. Для сына или дочери — это может стать большой обидой и иметь достаточно серьезные последствия;

побег от неудач – отказ от активности на мероприятиях, боязнь посещения новых мест и знакомств являются ключевыми признаками проблем развития личности, а также низкой самооценки ребенка;

кризис – встречается в 3 года, в 6-7 лет, а также в подростковый период. В это время важно принятие ребенка и оказание максимальной поддержки;

физиологические причины – в эту категорию следует отнести психические нарушения и заболевания. Работы родителей в такой ситуации недостаточно, нужна дополнительная медицинская и психолого-педагогическая помощь.

Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:

  • рассеянное внимание;
  • забывание правил поведения на улице;
  • снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;
  • плохое состояние дорожного покрытия;
  • эмоциональное состояние;
  • отвлечение внимания от транспортных средств представляющих опасность;
  • более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной -12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
  • время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5 с;
  • растерянность (чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется);
  • рассеянность (клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности);
  • отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Что должен делать по дому старшеклассник?

  1. Вовремя ложиться спать.
  2. Готовить еду как для себя, так и для родителей.
  3. Есть как можно меньше вредных продуктов. Например, сухариков и чипсов.
  4. Быть дисциплинированным. Не опаздывать на занятия в школе.
  5. Вовремя выполнять заданное домашнее задание.
  6. Ответственно готовиться как к ЕГЭ, так и переходным экзаменам в школе.
  7. Гладить свои вещи.
  8. Готовить еду для себя.
  9. Самостоятельно стирать свои вещи.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector