Reg92.ru

Регион 92
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Постановление 354 2021

При временном отсутствии граждан плата за ТКО не начисляется

Губин Виталий

Верховным судом рассматривалось дело по заявлению о признании недействующим пункта 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

148(36). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения

Заявитель ссылался на то, что оспариваемые положения не соответствуют части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 1, пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 27, пункту 4 статьи 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают ее права на оплату тех услуг, которые были ей фактически оказаны.

Начисление квартплаты по количеству проживающих или прописанных?

В частности, истец указала, что в ее собственности находится квартира. На основании оспариваемой нормы ей начисляют оплату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая рассчитана с учетом количества собственников жилого помещения, то есть на одного человека. Региональному оператору по обращению с твердыми бытовыми отходами она представила документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года, но ей было отказано в перерасчете платежей.

В удовлетворении иска заявителю было отказано, однако Верховный суд РФ в своем решении указал следующее.

  • пункт 148(36) Правил определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами;
  • твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления;
  • ч. 11 ст. 155 Жилищного кодексапредусматривает, что при временном отсутствии граждан в жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан. Порядок этого перерасчета утверждается Правительством РФ;
  • Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил;

Как в соответствии с законом устанавливается число фактически проживающих граждан

Подводя итог рассмотрения дела, Верховный суд РФ указал, что доводы истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 ГК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Соответственно, если региональный оператор отказал в перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, то такому потребителю необходимо обратиться либо в суд с иском о защите нарушенных прав, либо с жалобой в орган государственного жилищного надзора.

1. Что привело к изменению Правила № 354

В апреле 2021 г. Конституционный суд обязал Правительство изменить действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД (постановление Конституционного суда от 27.04.2021 № 16-П).

Гражданка оспаривала нормы абзаца третьего пункта 42.1, пункты 44 и 45 Правил № 354 и формулы 3 приложения № 2 к этим Правилам, касающиеся оплаты тепловой энергии на общие нужды МКД. Суд признал, что требования этих норм противоречат Конституции, когда обязывают жителей, помещения которых оборудованы индивидуальными источниками тепла, участвовать в оплате тепловой энергии в целях содержания общего имущества, даже когда в местах общего пользования в МКД не установлены отопительные приборы.

Правительство должно было уточнить, как рассчитывать плату за коммунальную услугу по отоплению для случая, когда в МКД одновременно:

  • установлен ОДПУ тепловой энергии;
  • ни в одном из помещений нет ИПУ тепловой энергии;
  • некоторые помещения отапливаются индивидуальными источниками тепла;
  • помещения общего пользования не оборудованы радиаторами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.

Изменения размера и расчета оплаты ЖКУ

Расчет сумм, подлежащих оплате владельцами помещений, производится по нормативу. В ситуации, когда приборы, установленные в отдельно взятой квартире и во всем доме, ведут учет повременным способом, то оплата производится по мере завершения каждого периода.

Читать еще:  Пособие и мат капитал по кемеровской области на сегодняшний день

Вода и другие услуги, отнесенные к числу общедомовых, подлежат оплате в равной степени всеми жильцами дома. Если электроэнергия поставляется структурным подразделением управляющей компании, то данная организация несет обязанность по установлению тарифов.

Учетные приборы используются для определения потребленного объема услуг. В Постановлении №354 отражена формула, которая применяется при начислении сумм оплаты. Закреплена она в пунктах 20-21 данного акта.

Изменения в определении размера платы за коммуналку

Нормы по горячему водоснабжению и другим ресурсам продолжают устанавливаться на уровне регионов. Оплата производится согласно показаниям приборов учета.

Введено ограничение относительно периода, за который берутся показатели во внимание. Этот срок составляет не более полугода.

Когда длительность сезона отопления меньше, начисление производится согласно фактическому периоду предоставления ресурсов. Минимальный срок составляет 3 месяца.

Если время использования прибора завершилось или аппаратура вышла из строя, с этого момента оплата осуществляется по усредненному нормативу потребления. Когда длительность отопительного сезона составляет менее 3 месяцев, плата начисляется согласно пункту 42 Постановления.

Пени по ЖКХ в 2021 году

Возобновляется право организаций ЖКХ начислять и взыскивать пени, вводить ограничения в отношении коммунальных услуг при наличии задолженности.

Это право было приостановлено постановлением Правительства № 424, а полномочие Правительства устанавливать в 2020 году такие послабления для должников закреплялось в статье 18 Федерального закона № 98-ФЗ.

Есть вероятность, что и в 2021 году Правительству позволят установить особенности начисления и уплаты пени. Это предусмотрено проектом № 1076904-7, однако он только ещё внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на новые отсрочки и освобождения сразу с января 2021 года должникам не стоит. Возможно, проект даже отклонят, или Правительство РФ просто не станет вновь устанавливать мораторий на начисление и взыскание пени.

Также заканчивается возможность учитывать показания счётчиков, чья поверка истекла после 6 апреля 2020 года.

Особенности применения расчета по п.59 (б)

В первом месяце возобновления предоставления показаний расчет начислений будет выполняться по среднему или нормативу, если в прошлом месяце:

прибор учета действовал;

показания по прибору учета не передавались.

Если в месяце возобновления предоставления показаний происходило отключение прибора учета, то во всех подпериодах месяца (до отключения и после отключения) расчет начислений будет выполняться по среднему или нормативу.

Если в настройках услуги установлено, что при наличии нескольких приборов учета расчет как при отсутствии показаний выполняется только при отсутствии показаний по всем приборам учета, то:

если по ПУ 1 показания не переданы, по ПУ 2 возобновили передачу показания, то расчет по ПУ 1 и по ПУ 2 будет выполняться по среднему или нормативу;

если по ПУ 1 переданы показания, по ПУ 2 возобновили передачу показаний, то расчет по ПУ 1 будет по показаниям, а по ПУ 2 расчет производиться не будет.

При расчете начислений по услугам со способом расчета «По показаниям счетчика и норме потребления» не будет применяться настройка «Предоставлять объем по нормативу за месяцы отсутствия показаний» (настройка недоступна при использовании расчета по п.59 (б))

Если до перехода на новый вариант расчета сторнирование индивидуальных начислений учитывалось при расчете ОДН в пределах объема текущего индивидуального начисления и появились остатки, на которые необходимо будет скорректировать ОДН в следующих месяцах, то после перехода на новый вариант расчета объем ОДН продолжит корректироваться до тех пор пока не будут учтены все образовавшиеся остатки:

Теплоснабжение безоплатное

Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ

Статья 15.2. Обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя

2. Указанная в части 1 настоящей статьи обязанность не устанавливается в отношении потребителей тепловой энергии, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также в отношении потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций, являющихся казенными, автономными и бюджетными учреждениями.

Как производить оплату за потребленную воду, если срок поверки счетчика истек в 2020 году

Таким образом, все счетчики, срок поверки которых истекал после 6 апреля 2020 года (даты вступления Постановления № 424 в действие), одномоментно были признаны годными для дальнейшей эксплуатации. Соответственно, переходить на оплату по среднемесячным показаниям или по нормативу с повышающим коэффициентом не надо.

Читать еще:  Если декретница отказывается от предложенного места работы можем ее уволить?

Далее, согласно разъяснениям Минстроя России, мораторий на поверку счетчиков актуален для исключительно счетчиков, срок поверки которых истекал с 6 апреля 2020 года. К приборам, даты очередной поверки которых наступали раньше, эта норма не относится и, следовательно, в таких случаях расчет за коммунальные услуги может осуществляться:

  • по среднемесячным показаниям, в течение трех месяцев, а далее – по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 или без него (зависит от региона);
  • по показаниям приборов учета, но только если они в срок прошли процедуру поверки или были заменены новыми счетчиками.

Следует отметить, что мораторий не ограничивает потребителя в его праве поверять свои приборы учета, это только дополнительная и временная «льгота» от государства.

Для тех счастливчиков, у которых сроки поверки счетчиков не совпали с этим периодом, ничего не изменилось и они могут также пользоваться ими и передавать их показания для начисления платежей.

Начисление воды по нормативам потребления без счетчика

Нет счетчика: по каким нормативам УК начисляет воду?

Зачем нужны счетчики воды, кто за них отвечает и что такое нормативы потребления?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 индивидуальные приборы учета воды не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и находятся в зоне ответственности собственника конкретной квартиры. Именно он обязан обеспечить их наличие, исправность, своевременное проведение поверки. Частью 5 статьи 13 федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была установлена обязанность собственников квартир в многоквартирных домах установить индивидуальные приборы учета воды в срок до 01.07.2012 г.
В пункте 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что норматив потребления коммунальной услуги (в т.ч. холодного водоснабжения и горячего водоснабжения) утверждается органами государственной власти субъектов РФ и применяется для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Из этого следует, во-первых, что нормативы потребления в каждом субъекте РФ разные. Более того, в настоящее время во ряде субъектов (например, в Московской области) отсутствуют централизованно принятые нормативы и используются нормативы, утвержденные на уровне муниципальных образований. Нормативы различаются в зависимости от степени благоустройства квартиры (центральное горячее водоснабжение или газовая колонка, наличие ванны) Во-вторых, норматив при расчете используется в случае отсутствия индивидуального прибора учета воды.
Расчет по нормативам платы за воду происходит по простой формуле: количество проживающих в квартире граждан нужно умножить на норматив потребления (кубометров на человека) и умножить на тариф за ХВС или ГВС.

Что, если счетчик воды не работает?

Возможны случаи, когда индивидуальный счетчик установлен и его показания ранее передавались управляющей компании, но потом счетчик сломался, не прошел очередную поверку, или собственник квартиры перестал передавать показания в УК. В таком случае расчет объема потребленной воды определяется как среднеарифметическое за последние шесть месяцев (минимум – три месяца) нормальной работы счетчика, о чем говорит пункт 59 постановления Правительства РФ № 354. В случае поломки счетчика или истечения межповерочного интервала начисления по среднемесячному потреблению производятся в течение трех месяцев (для квартиры). Если счетчик исправен, но потребитель перестал передавать его показания, то начисления по среднемесячному потреблению производятся в течение шести месяцев. Если потребитель не допустил представителя УК для проведения проверки показаний счетчика – в течение трех месяцев с момента составления акта об отказе в допуске к прибору учета. И только после истечения указанных сроков (либо если имеются показания счетчика менее, чем за три месяца подряд и поэтому расчет среднемесячного потребления невозможен) начисления производятся на основании нормативов потребления воды в соответствии с пунктом 42 постановления № 354. В случае, если потребитель предоставит показания счетчика, и между показаниями и начисленными объемами будет выявлено расхождение, либо это расхождение будет обнаружено при проведении УК проверки показаний счетчика, УК обязана сделать перерасчет по тарифам месяца, в котором обнаружено это расхождение (пункт 61 постановления № 354).

Повышающие коэфициенты — что это такое?

В случае отсутствия счетчика (или истечения межповерочного интервала) начисления по нормативам производятся с учетом повышающих коэффициентов, утвержденных пунктом 3(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г.), которые составляют:

  • с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. — 1,1;
  • с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. — 1,2;
  • с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. — 1,4;
  • с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. — 1,5;
  • с 2017 года — 1,6.
Читать еще:  Жаловаться на застройщика не предоставляет проектную документацию

В соответствии с подпунктом у(1) пункта 31 постановления № 354 исполнитель, т.е. управляющая или ресурсоснабжающая организация должен направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 г. № 61. Это теплоизоляция трубопроводов, замена стеклопакетов на энергосберегающие, перекладка внутридомовых электрических сетей с целью снижения потерь электроэнергии и т.п.

Повышающие коэффициенты не применяются в случае, когда исправный счетчик имеется, но потребитель просто не передает его показания в УК, а также когда счетчик не установлен и при этом отсутствует техническая возможность его установки (что должно быть подтверждено соответствующим актом обследования).

А если схитрить?

Специальный приз ожидает тех, кто рассчитывает путем некоторых доработок изменить показания счетчиков. В случае обнаружения такого вмешательства в работу прибора с момента составления акта до момента устранения такого вмешательства (также подтвержденного актом) начисления производятся не исходя из нормативов, а исходя из максимально возможной пропускной способности трубы, на которой установлен этот счетчик. Об этом говорит пункт 62 постановления № 354.

Что делать с повышенным тарифом

В законе об энергосбережении сказано, что нужно стимулировать энергосбережение и повышать энергетическую эффективность, то есть осознанно относиться к процессу потребления энергоресурсов и контролировать потраченные объемы воды и электричества.

Государство хочет, чтобы нам было неудобно впустую лить воду или включать свет во всех комнатах сразу. Поэтому существует специальный повышающий коэффициент 1,5 к нормативу потребления коммунальных услуг — это штрафная санкция за отсутствие или неиспользование счетчика.

Если вы не передаете показания счетчиков шесть месяцев, к вам должны прийти с проверкой приборов учета. Об этой проверке вас известят за 14 дней. Известить могут заказным письмом, переданным в руки под расписку документом, строкой в квитанции, телефонным звонком, электронным письмом или другим способом.

Не позднее чем за два дня до даты проверки вы можете связаться с коммунальщиками и согласовать другое время проверки. Проверку могут назначить не ранее чем через два дня после вашей просьбы и не позднее чем через три дня после даты из извещения.

Акт проверки — это основание для перерасчета в большую или меньшую сторону. Без него перерасчет делать не обязаны.

Вообще, ситуаций, когда перерасчет возможен или обязателен, остается все меньше. Когда счетчик есть, плату пересчитают при некачественном энергоснабжении. Например, если горячая вода на самом деле холодная. Когда счетчика нет и установить его невозможно, плату могут пересчитать, если вы временно отсутствуете в квартире и можете это доказать.

Куда можно лишь с документом?

Для посещения ряда мест необходимо будет предъявлять один из трёх документов: сертификат о вакцинации от коронавируса; либо документ о перенесённом в за последние полгода заболевании, либо отрицательный ПЦР-тест, взятый не более, чем три дня назад. Ограничения распространяются только на граждан старше 18 лет. Важно отметить, что QR-коды, как в Москве летом, не вводятся.

К таким местам относятся МФЦ, операционные залы для обслуживания населения, в том числе расчетно-кассовых центров, отделения «Почты России», социальные фонды.

Такие же документы нужно будет для посещения фитнес-клубов, спортзалов и организаций общепита, в том числе их летних веранд. При этом заполнять места в объектах общественного питания всё равно можно будет лишь на 30 %. В фитнес-залы и спортзалы, согласно новым ограничениям, должны будут пускать из расчёта один человек на 10 квадратных метров.

Аналогичные документы станут требовать у студентов и преподавателей вузов во время заселения в общежития.

Получение медотвода от прививки против COVID-19 – к кому обратиться за справкой

Медотвод может быть временным или бессрочным. Для его получения необходимо обратиться к врачу (это может быть терапевт или профильный специалист). Важно понимать, что решение о запрете вакцинироваться принимает медик, а не пациент.

С полным списком оснований для медотвода можно ознакомиться в ранее опубликованном материале.

Напомним, в Новосибирской области беременным начали делать прививки от коронавируса.

Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector