Reg92.ru

Регион 92
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая Социальная Норма Потребления Электроэнергии В Ростовской Области

Не как у всех. Почему на Дону оставили соцнорму на электричество

В 2019 году Правительство РФ решило отложить идею введения социальной нормы на электричество. Почему в Ростовской области, в таком случае, эксперимент продолжается? Действует ли система социальных норм в том или ином виде в других регионах страны?

Зачем нужна норма?

Социальная норма на использование электроэнергии — мера расходования электричества, которую можно оплатить по базовому тарифу. До ее введения люди могли платить за электрическую энергию по одному тарифу, независимо от количества потребляемых киловатт. После введения данной меры те, кто укладывался в норму, получили возможность платить по самому низкому тарифу. А те, кто норму привык превышать, стали вынуждены оплачивать более высокие счета за электричество. Таким образом, социальная норма призвана помочь тем, кому тяжелее оплачивать расход электроэнергии, за счет повышенных тарифов для тех, кто вовсю тратит электричество.

Эта мера сможет снизить количество потребляемой энергии. Нежелание переплачивать — хорошая мотивация для граждан ставить специальные приборы учета потребляемой электроэнергии. Также для большей экономии люди начнут более активно приобретать электроприборы категории А++, пользоваться неэлектрическими чайниками и устанавливать газовые плиты.

В каких регионах это так работает?

С 1 сентября 2013 года в некоторых регионах страны в качестве эксперимента введены социальные нормы потребления электроэнергии. В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми регионах:

  • Нижегородская область;
  • Ростовская область;
  • Владимирская область;
  • Орловская область;
  • Красноярский край;
  • Забайкальский край;
  • Республика Крым;
  • г. Севастополь.

Почему нужна социальная норма на электричество?

Причинами введения социальной нормы потребления электроэнергии называли то, что:

  1. Все граждане оплачивают электроэнергию по одинаковым ставкам, независимо от уровня потребления. Эти ставки ниже себестоимости, особенно льготные тарифы (для сельской местности и т.д.). Между тем, есть обеспеченные граждане, которые потребляют больше электричества, а оплату производят по таким же ставкам. Получается, что им государство помогает больше, чем малообеспеченным слоям населения. Социальная норма должна помочь распределить нагрузку более справедливо, по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения, когда богатые платят больше, чем бедные. По сути, социальная норма потребления электроэнергии – это мера поддержки социально уязвимых групп.
  2. Социальная норма на электричество должна была помочь обеспечить справедливое распределение финансового бремени, уменьшить т.н. «перекрестное субсидирование», когда низкие тарифы для физлиц оплачиваются за счет высоких тарифов для юрлиц.

Обратите внимание! Экспериментом в регионах вводилась соц.норма электроэнергии на человека, планировалось, что социальная норма на электричество будет установлена в расчете на точку подключения (на квартиру).

Важно! Социальная норма на электричество не означает ограничение объема потребления. Она влияет только на оплату.

Кем именно устанавливается социальная норма потребления электроэнергии, читайте в материале КонсультантПлюс. ОФормить бесплатный двухдневный доступ к системе К+ можно здесь.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

На днях, на заседании правительства руководитель Астраханской областной службы по тарифам Ольга Зверева озвучила прогноз роста стоимости коммунальных ресурсов для населения. Впрочем, наибольший интерес вызвала та часть доклада, которая касалась тарифов на электричество. Действительно: ведь в скором времени в этой сфере грядут поистине революционные изменения – по указу федерального правительства нас всех готовятся посадить на «эконом-паек» и гражданам придется считать каждый потребленный киловатт…

С чем едят «соцнорму»?

С 1 сентября прошлого года в России проходит большой эксперимент: в шести пилотных регионах (Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской, Самарской областях, Забайкальском и Красноярском краях) введена социальная норма потребления электричества. То есть, гражданам сообщили, что при умеренном потреблении, которое укладывается в тариф, они могут платить по обычным тарифам. Но если вдруг зафиксирован перерасход, планка тарифа заметно вырастает – перерасход обходится дорого.

Идея имеет довольно глубокий смысл. Дело в том, что в последние годы население планомерно наращивало объемы потребления электричества. Новые гаджеты, кондиционеры, электроводонагреватели, а теперь вот еще на очереди электромобили… При этом за население (несмотря на все жалобы на галопирующий тариф) часть расходов на электричество оплачивают предприниматели. Это называется «перекрестное субсидирование»: люди платят за киловатты меньше, чем они реально стоят, а разницу компенсирует бизнес, который платит сверх рыночной цены. По подсчетам экспертов центра «Сколково», жители России платят за электроэнергию в 1,8 раза ниже экономически обоснованного уровня. В расчете на одного человека выходит «субсидия» в 226-500 рублей. Естественно, что эта «халява» граждан лишь расолаживает: экономить свет у нас многие не привыкли…

Читать еще:  Закон о продаже энергетика в 2021

В итоге государственные мужи придумали выход, как спасти бизнес от такой нагрузки, так чтобы малоимущие слои пострадали в меньшей степени. Идея соцнормы в том и состоит: кто потребляет много киловатт, будет теперь платить по полновесной ставке.
Впрочем, с этим экспериментом оказалось все не так гладко.

Минпром лоббирует: «Эксперимент удался!»

  • Для тех, кто не дотягивает до лимита, тарифы снижены на три с лишним процента (относительно уровня ДО введения соцнормы). Реально постановление №614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления» разреает снижать цены от 3% до 10%, но кто ж из энергетиков поспешит сразу снижать цену вот так вот по максимуму?
  • А тех, кто перевыполняет лимит, заставляют платить на 30-40% больше. И таких людей мало: например, в Ростовской области – всего 4,4% (про другие регионы замминистра промолчал). Но это все богатые граждане – владельцы дорогих многокомнатных квартир бизнес-класса, жители загородных поселков и жители коттеджных особняков – с них не убудет. И вообще скромнее надо быть.

Критика с фронта

Несмотря на подобные доводы, активисты «Народного фронта» (ОНФ) и Общественной палаты призвали отложить переход к социальному нормированию энергопотребления: куда торопиться?

Как сообщает издание «Независимая газета», глава Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева отметила:

– На наш взгляд, никто не высчитывал эти нормы. Почему получается такой разброс: от почти 200 кВт в месяц на человека в Орловской области и 50 кВт во Владимирской области? … Никто не готов ни с точки зрения приборов учета, ни с точки зрения документов. Непонятно, зачем так спешить. Не прошло серьезного общественного обсуждения. От невведения этой соцнормы в ближайшие шесть месяцев у нас не рухнут ни энергетика, ни жилфонд.

Также в ОНФ указали на казус: в ряде пилотных регионов оказалось, что за пенсионера, проживающего вместе с семьей надо платить больше, чем если бы он проживал отдельно. «Предложенная система противоречит курсу президента на укрепление консервативных ценностей в обществе, прежде всего института семьи. На почве экономного расходования электричества возможны конфликты в семьях», – отметили «фронтовики».

В связи с этим последние дни января было проведено совещание с участием Дмитрия Медведева, где было определено: РЕГИОНЫ БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВЕЛИЧИНУ СОЦНОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Опираясь на каждый муниципалитет отдельно.

Разбираемся в платежке за коммунальные услуги

К нам периодически обращаются жители с вопросами о начислениях за жилищно-коммунальные услуги.

В нашем распоряжении — платёжка за октябрь трехкомнатной квартиры 59,8 м ². В ней постоянно проживают (зарегистрированы) 2 человека.

Платежный документ составил МП «РИЦ», договоры с этим городским расчетным центром есть почти у всех управляющих компаний Кемерова. В платёжке все услуги разделены на три части:

  • коммунальные — это отопление, горячая и холодная вода, водоотведение, электроснабжение, обращение с ТКО (вывоз мусора),
  • жилищные — это текущее содержание дома и ресурсы для общего имущества
  • дополнительные — в нашем случае это домофон, но может быть, например, видеонаблюдение, шлагбаум, благоустройство двора или что-то еще.

Коммунальные услуги

На социальную поддержку при оплате ЖКУ человек может рассчитывать только там, где постоянно зарегистрирован. Если в квартире никто не прописан, собственник платит по полному тарифу.

С каждым годом размер такой социальной поддержки сокращается. Цель — отказаться от поголовной компенсации затрат на ЖКУ, снизить нагрузку на бюджет, но при этом усилить адресную помощь, сделать заявительной и предоставлять тем, кто в ней действительно нуждается.

Отопление

В Кемеровской области действует система оплаты за тепло по 1/12.

То есть потребители весь год платят равными частями, а раз в год происходит перерасчет: сопоставляют начисленную за 12 месяцев сумму с реальным объем тепла, который потребил дом — по показаниям общедомового счётчика тепла. По результатам перерасчета жители либо доплачивают, либо экономят.

Сумма за отопление в платежке — 866 рублей. При этом расчет за услугу разделён на две части: по социальной норме и сверхнормы. Что это такое?

Дело в социальных нормах жилой площади для людей, зарегистрированных в одном жилом помещении:

  • на одного — не более 33 м²
  • на двоих — не более 42 м²
  • на троих и более — по 18 м² на каждого

Как считают плату за отопление?

В формуле три составляющих:

  1. Коэффициент среднего потребления дома для оплаты по системе 1/12. Этот коэффициент индивидуален для каждого дома, его выводят из реального объема тепла, который зафиксировал общедомовой счётчик в 2019 году. Была теплая зима, укороченный отопительный сезон, хорошо утеплен дом, отлично работает тепловой узел — коэффициент меньше. Для нашего дома этот коэффициент равен 0,016 Гкал/ м ².
  2. Общая площадь квартиры. В том числе метраж жилплощади по соцнорме и свыше соцнормы — в зависимости от количества зарегистрированных.
  3. Стоимость одной гигакалории тепла.

Если бы в этой квартире никто не был зарегистрирован, то за тепло ее собственник платил бы по полному тарифу — 1710,90 рубля за Гкал. И заплатил бы 1637 рубля.

Читать еще:  Как оформлять парикмахера на работу в ип 2021

Формула расчета по полному тарифу за тепло:

0,016 * 59,8 * 1710,90 = 1637 рубля.

Формула расчета за тепло в пределах нормы жилплощади:

0,016 * 59,8 * 844,17 = 807 рублей.

Горячая и холодная вода

С 1 июля в Кузбассе отменили соцподдержку по оплате за холодную воду. То есть физические лица платят по полному тарифу. В Кемерове это 43,32 рубля за м³.

Если в квартире счетчики, начисление идет по объему потребления. Если нет, то по нормативу — это 5,01 м³ холодной воды на одного зарегистрированного человека.

Социальная поддержка по оплате горячей воды сохранилась. Действующий экономически обоснованный тариф РЭК — 122,62 рубля за м³, но плата граждан втрое меньше — 37,38 рубля за м³.

Стоит водосчетчик — потребитель платит ровно за то, что потребил. Нет счетчика — по нормативу потребления горячей воды. Сегодня это 3,37 м³ на одного зарегистрированного человека.

Водоотведение

На водоотведение соцподдержка пока сохранилась. Расчет стоимости этой услуги складывается из суммы потреблённой горячей и холодной воды. Экономически обоснованный тариф — 29,12 рубля за м³, но граждане платят 23,21 рубля за м³.

Норматив потребления тоже есть — 8,38 м³ на человека. Он суммируется из нормативов горячей и холодной воды. За спущенную в канализацию воду сверхнорматива плата будет по полному тарифу — 29,12 рубля за м³.

Вывоз мусора

Стоимость услуги по вывозу бытовых отходов также зависит от количества зарегистрированных в квартире людей.

В Кемерове установленный тариф на обращение с ТКО сегодня — 57,43 рубля за одного зарегистрированного человека. Итоговая сумма в нашей квартире — 114,86 рубля.

Жилищные услуги

В эти услуги входит все, что имеет отношение к содержанию дома.

Тарифы на текущее содержание дома устанавливают городские депутаты. Социальной поддержки населения на эту услугу в подавляющем большинстве нет. Исключение — дома с особым видом благоустройства или вообще без него. Например, дома без системы канализации, без центрального отопления, с износом свыше 65%.

Плата за текущее содержание зависит от категории дома — высотности, наличию общедомовых приборов учета, лифтов, мусоропроводов, вахтера и так далее.

Тариф для нашего дома — 23,48 рубля за м³. Итоговая сумма (формула начисления 23,48 * 59,8) — 1404 рубля. Для сравнения: тариф на текущее содержание пятиэтажного дома без лифта и мусоропровода — 17,52 рубля за м³.

Общедомовые нужды

Тарифы на эти ресурсы устанавливает РЭК. Но рассчитывают их не по фактическому потреблению, а по нормативу. То есть чем больше дом, больше мест общего пользования, есть лифт — плата за ресурсы на общее имущество будет больше.

Например, в нашем доме есть лифт, и это автоматически увеличивает размер платы за электроэнергию. На квартиру 59,8 м² начисляется 143,49 рубля.

Для сравнения: плата за электроэнергию на общее имущество для квартиры такой же площади, но в доме без лифта — 47,86 рубля.

Как сократить потребление электроэнергии в стране?

Сегодня жители России в среднем тратят 90 кВт/ч электроэнергии на одного человека. Предложение о повышении тарифа распространяется только на тех, кто потребляет более 100 кВт/ч.

Проблема перекрёстного субсидирования не решается уже годы. И предложение по равномерному распределению перекрёстного субсидирования в электроэнергетике обсуждалось в правительстве ещё восемь лет назад.

Пора уходить от перекрёстного субсидирования? Фото: progorodsamara.ru.

Перекрёстное субсидирование в российской электроэнергетике появилось в 1990-х годах, во время жёсткого экономического кризиса. Задачей перекрёстного субсидирования была поддержка обнищавшего населения. Именно тогда было решено переложить эту проблему на промышленную сферу и повысить тарифы для предприятий. За счёт промышленности и бизнеса поставщик энергоресурсов компенсирует средства, недополученные от населения.

Разность тарифов привела к тому, что в одном регионе у промышленников со схожей отраслевой принадлежностью и близкими характеристиками электропотребления платеж за услуги по передаче электрической энергии может существенно отличаться.

Ранее ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике планировалось провести за счет бюджета. Для этого необходимо было тратить по 402 миллиарда рублей ежегодно.

Но сейчас Минэнерго не собирается вводить прогрессивную шкалу. Об этом сообщил министр энергетики России Николай Шульгинов:

Инициативы по введению новой шкалы тарифов в министерстве не рассматриваются

Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.
Читать еще:  В рсв указывать октмо ип или где ведется деятельность

Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.

Виды выплат для ветерана труда: льготы и субсидии

Размеры скидки, как и соц выплат, сильно разнятся в зависимости от региона России.

Самые высочайшие проценты льгот, традиционно, в Москве – на 2020 год правительство запланировало выделить 47 млрд рублей специально на оплату жилищных услуг социально незащищенных категорий, к которым относят и ветеранов труда (целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества).

Преференции по коммунальным услугам трудовым ветеранам

Кроме частичной оплаты коммунальных расходов именно для ветеранов, пенсионер может востребовать дополнительную оплату, если коммуналка забирает у него более 10% от общего дохода. Такая помощь от гос-ва не отменяет и других льгот. Можно практически бесплатно пользоваться коммунальными услугами при определенном уровне дохода.

К примеру, если пенсия 30 тысяч рублей, а на оплату электроэнергии уходит 10 тыс, то социальная служба рассмотрит заявление и дополнительно компенсирует ветерану издержки. Но при этом нужно учитывать и доходы других людей, проживающих в квартире. Если доходы отпрыска или дочки значительно выше, то бонусных денег не будет.

Что полагается ветеранам труда в Москве и С-Петербурге

Стоит отметить, что цифра в 10% характерна только для Москвы и Московской области. Это самый очень низкий показатель для назначения льготной субсидии по всей России.

Так, в Петербурге придется растрачивать не менее 14% от зарплаты на коммуналку, а в остальных частях страны эта цифра добивается 22%.

Насколько цены на коммунальные услуги «справедливы»?

На этот вопрос каждый из участников коммунального рынка ответит по-своему. Для среднестатистического жителя России цены на тарифы ЖКХ завышенные. Для ресурсного предприятия — тарифы слишком низкие и с трудом покрывают расходы на содержание. Они бы и рады поднять еще, но государство регулирует тарифы своими предельными индексами.

— Холодное водоснабжение в среднем по стране стоит за кубометр, это за один литр, — приводит пример Сергей Сохранов. — Ресурсники уверяют, и я здесь готов их поддержать, что такая стоимость воды чрезмерно низкая, она не позволяет вовремя производить модернизацию. Вовремя применять новые технологии, которых много. Например, отказаться от того же хлорирования. Если бы тарифы были бы чуть больше, то, думаю, ситуация с водой у нас бы была гораздо лучше. А сейчас у нас треть населения получает воду, которая не соответствует требованиям СанПиНа.

Тариф на тепло, по мнению Сохранова, наоборот, переоценен. Текущие тепловые системы достались нам в наследство от Советского Союза и зачастую являются частью старых промышленных производств. Это огромные мощности, которые сейчас по сути не востребованы и обходятся неоправданно дорого. За их содержание и ремонт приходится платить потребителю, поскольку это включено в тариф.

Устаревшие котельные можно было бы заменить на более современные, но отсутствие конкуренции делает модернизацию экономически необоснованной. Если бы рынок был конкурентным, это бы позволяло не только сдерживать рост цен, но и поднять качество самих услуг. Причем касается это не только теплоснабжения, но и газа, электричества и ТКО. Именно неконкурентный характер рынка является главным фактором того, что цены на коммунальные услуги у нас могут только расти.

В итоге получается замкнутый круг, в котором потребитель считает, что он переплачивает и получает некачественную услугу, а производитель либо не может, либо ему незачем модернизировать инфраструктуру, чтобы повысить качество услуг.

— Официально у нас 60% износа в сфере теплоснабжения, около 50% — износ в сфере водоснабжения. Эти трубы гнилые давно уже пора менять, а расходы на них закладывать в тариф. Если среднюю заработную плату по этим отраслям подтягивать до коммерческих предприятий, цены вырастут существенно. Поэтому государство их и сдерживает, — говорит Игорь Кокин.

Эксперт признает, что если заложить все эти расходы в тариф, то цены вырастут не на 3–6%, а минимум в четыре раза. Это вряд ли решит проблему устаревших коммуникаций, да и платить столько население просто не сможет. По итогам долги за ЖКХ достигли рублей. Излишнее повышение лишь увеличит эту сумму.

— Понятно, что предприятия захотят и зарплату хорошую получать, и ремонтные работы проводить, и оборудование новое купить. Все эти «хотелки» будут заложены в тариф. Только государство ведь не зря регулирует эти вещи. Есть желания, а есть покупательная способность у потребителя. И она тоже ограничена определенными рамками. Поэтому поднять тарифы — это значит столкнуться с тем, что люди просто не будут платить, — говорит Игорь Кокин.

В Советском Союзе, уточняет эксперт, эту проблему решали увеличенным финансирование сферы ЖКХ: даже при низком уровне доходов люди практически не замечали растущие тарифы на коммунальные услуги. В России же в расходы на ЖКХ сократили с рублей до . И в планируют также уменьшить с до .

Снизить тарифы на ЖКХ у потребителей не получится — их величину все-таки устанавливает государство. Вместо этого можно снизить объем потребляемых ресурсов и платить меньше. О лайфхаках, с которыми можно платить за ЖКУ чуть меньше, мы рассказывали в этом материале.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты