Reg92.ru

Регион 92
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как постащик начислет объем коммунального ресурса для ук по водоотведению

Если в субъекте РФ не утверждён норматив по водоотведению в целях содержания общего имущества дома (КР на СОИ), то управляющие организации не всегда понимают, как правильно рассчитывать плату за такую жилищную услугу. Елена Шерешовец, Глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1», в очередном выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» рассказала, что в такой ситуации делать УО и ТСЖ:

При расчёте КР на СОИ по отведению сточных вод есть и ещё один сложный вопрос, который возник из-за норм ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ. Там указано, что плата за КР на СОИ начисляется, только если конструктивные особенности дома предусматривают возможность потребления таких коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.

В итоге УО часто вообще не начисляют плату за такую жилищную услугу в отсутствие норматива и/или из-за непонимания, как подтвердить, что конструкция дома предусматривает потребление КР на СОИ по отведению сточных вод. Елена Шерешовец объяснила, как поступать УО в обеих ситуациях.

Водоотведение — что это такое в квитанции?

Сейчас многие следят за своими расходами по коммунальным платежам, ориентируются в расчетах и понятиях. Уточним, что в квитанциях означают строки, связанные с таким важным для нас ресурсом, как вода. Потребление его каждым из нас разделяется на два понятия:

  1. Водоснабжение. Это та вода, которая подается поставщиком коммунального ресурса в системы многоквартирного дома, она бежит из наших кранов. Согласно нормативному документу, должна быть обеспечена круглосуточная бесперебойная подача, как холодной, так и горячей воды надлежащего качества. Это значит, что из кранов в жилом помещении должна бежать очищенная вода, соответствующая нормативам. Температура горячего водоснабжения также установлена нормами и должна подаваться не ниже их значений (нагрев воды выделяется в квитанции отдельной строкой).
  2. Водоотведение. Поступившая вода используется, а затем транспортируется по системе канализации. В законе дано понятие этому процессу, который включает в себя прием сточных вод, передача по централизованным системам водоотведения на очистные сооружения и последующая их очистка (п. 2 ст. 2 Закона № 416-ФЗ).

Автоматизированная информационная измерительная система

В многоквартирном доме установлены ОДПУ, но также стоит автоматизированная информационная измерительная система. Рассчёт платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества будет производиться по показаниям этой системы при условии, что в ней есть возможность одномоментного снятия показаний.

Понятие «одномоментное снятие показаний» законом не закреплено. Считается, что если система позволяет снять показания со всех приборов учёта в течение часа, то это можно считать одномоментным снятием показаний.

Объём коммунального ресурса для такого дома – то, что показала автоматизированная система, умноженное на частное общей площади конкретного помещения и общей площади всех помещений в многоквартирном доме.

Если исполнитель услуги РСО

В случае, если между собственниками помещений МКД и РСО заключен «прямой договор» предоставления коммунальной услуги по водоотведению (неважно, по чьей инициативе – РСО или ОСС), тогда исполнителем коммунальной услуги по водоотведению является РСО.

В этом случае РСО предъявляет «отведение сточных вод», потребленное в помещениях МКД, к оплате собственникам соответствующих помещений.

Разумеется, кроме коммунальной услуги по водоотведению, предъявляемой к оплате потребителям в МКД, РСО предъявляет к оплате лицу, управляющему таким домом (УО/ТСЖ/ЖСК) стоимость коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества (далее – КР СОИ). Порядок расчета объема КР СОИ определяется пунктом 21(1) Правил 124. В случае, если МКД не оборудован ОПУ соответствующего коммунального ресурса, необходимо применять формулу, утвержденную подпунктом «в» пункта 21(1) Правил 124, устанавливающую, что объем КР СОИ, подлежащий оплате от УО/ТСЖ/ЖСК в пользу РСО в случае отсутствия в доме ОПУ соответствующего коммунального ресурса, определяется исходя из норматива потребления указанного коммунального ресурса в целях содержания общего имущества.

Таким образом, при «прямом договоре» предоставления коммунальной услуги по водоотведению и отсутствию в МКД соответствующего ОПУ, РСО предъявляет к оплате УО/ТСЖ/ЖСК стоимость «водоотведения на СОИ» в объеме, рассчитанном исходя из норматива потребления. Разумеется, в случае, если в субъекте РФ такой норматив не установлен (то есть, равен нулю), РСО не имеет права предъявлять к оплате УО/ТСЖ/ЖСК какой-либо объем «водоотведения на СОИ». В этом случае указанный объем будет являться убытком РСО.

Избежать таких убытков РСО может исключительно путем взаимодействия с органами госвласти соответствующего субъекта РФ – либо убедить эти органы утвердить норматив потребления «водоотведения на СОИ» (или понудить в судебном порядке), либо обжаловать в суд их бездействие, выраженное в отказе от утверждения нормативов «водоотведения на СОИ», что привело к убыткам РСО (ущерб, нанесенный регулирующим воздействием), с требованием компенсации из бюджета этих убытков.

Где обжаловать незаконное взимание платы?

Многие собственники квартир в МКД жалуются на неправильное начисление платы за водоотведение. Если сумма кажется завышенной, в первую очередь стоит обратиться за разъяснениями в УК.

В тех случаях, когда управляющая компания не реагирует на жалобы, ей грозит штраф и вынесение предписания об устранении нарушений. При наличии трех предписаний контролирующие органы могут лишить УК лицензии . Поэтому ряд вопросов при общении с ее представителями решается довольно оперативно.

Также жалобы на необоснованное взимание платы уполномочены рассматривать следующие инстанции:

  1. Организации, поставляющие природные ресурсы.
  2. Территориальные органы прокуратуры.
  3. Государственная жилищная инспекция.

Если коммунальщики не признают ошибку и настаивают на правильности расчетов, собственник имеет право обратиться в районный суд. К исковому заявлению стоит приложить доказательства того, что истец предпринимал меры досудебного урегулирования (копии претензий и ответы на них).

Читать еще:  Пособие за третьего ребенка в воронеже

Правильность начисления платы за водоотведение на ОДН вызывает у людей немало вопросов. Ситуация осложняется тем, что законодательство в отношении этой статьи расходов меняется с завидной регулярностью. Так что нарушения здесь действительно встречаются часто, и закрывать на них глаза не стоит. Чем раньше жильцы заметят ошибки и обратятся с претензией, тем легче будет защитить свои права.

Нужен совет специалиста по ЖКХ? Обращайтесь к онлайн-консультанту нашего сайта прямо сейчас!

Для нежилых помещений

ответственность значительно суровей. При отсутствии поверки или в случае выхода из строя прибора учета Водоканал сделает расчет по сечению трубы согласно постановлению 776 (так как норматив для нежилых помещений в большинстве регионов не утверждается).

Однако и у потребителей ресурсов в нежилых помещениях есть шанс оспорить штрафные санкции. Статья 544 ГК РФ обязывает собственников платить только за фактически потребленный энергоресурс. Следовательно, необходимо доказать объем его фактического потребления .

Это можно сделать косвенными доказательствами, так как прямых (прибора учета в помещении) нет. Например, с помощью показаний общедомового прибора учета (если речь об МКД), данных договора на потребление коммунального ресурса — возможно в нем стороны согласовали порядок расчета ресурса при отсутствии приборов учета (по крайней мере закон обязывает это делать).

Верховный суд неоднократно обращал внимание на

незаконность взыскания объема потребления коммунальной услуги в нежилом помещении МКД, исчисленном расчетным путем исключительно на основании Правил № 776, без учета положений пунктов Правил № 354, безотносительно показаний ОДПУ

Кроме того, правила 354 являются специальными к постановлению 776, их применение первично, иными словами — расчет по сечению трубы применяется, если не возможно произвести расчет по правилам постановления 354.

Кстати, если потребитель отсутствует или не проживает в помещении

и у него отсутствует техническая возможность установки прибора учета, исполнитель обязан сделать перерасчёт платы за водоснабжение (или по другой услуге) на срок не более 6 месяцев. Срок продлевается еще на 6 месяцев при повторном заявлении. Однако, плата за общедомовые нужды в МКД не пересчитывается.

Документами, подтверждающими временное отсутствие в помещении, могут являться:

  • командировочные удостоверения
  • справка о прохождении лечения
  • копии проездных билетов на транспортные средства (поезд, самолет, автобус)
  • документы, подтверждающие оплату за проживание в гостинице, общежитии
  • документ от охранного предприятия о времени, в течении которого квартира непрерывно охранялась, без снятия с сигнализации
  • справка о временной регистрации по другому адресу, в том числе это может быть справка от СНТ о нахождении потребителя на садовом участке
  • справка из учебного заведения

Документы предоставляются в надлежаще заверенных копиях. Исполнитель имеет право проверять представленные документы путем направления официальных запросов.

По какому принципу рассчитывается водоотведение?

Вопросы, связанные с выполнением необходимых расчетов, регулируются действующими положениями российского законодательства и установленными нормами. Для каждого региона, тарифы различаются, но ежегодно, эти показатели публикуются в СМИ и на официальных сайтах управляющих компаний.

Сегодня действует три способа расчетов:

  1. По индивидуальным счетчикам. Приборы учета устанавливаются в квартире и могут показать точно, сколько кубометров воды (горячей и холодной) было потрачено. Для определения объемов водоотведения оба показателя складываются, а потом, умножаются на актуальный тариф.
  2. На основании данных общедомового счетчика. Это вариант применяется, когда в квартире нет индивидуальных приборов учета. Общее количество расходованной воды делится на всех жильцов, не имеющих счетчиков. Усредненное количество потребленной воды умножается на число проживающих и получается итоговая сумма к оплате.
  3. По нормативам. Данный способ используется чаще всего, поскольку он намного проще, и снимать показания счетчиков не требуется. Достаточно уточнить нормативы по водоотведению, установленные государством и умножить на число проживающие в жилище.

Каждый метод применяется, но если у жильцов есть индивидуальные приборы учета, плата будет в разы меньше, чем при расчете по нормативам. Если своевременно не вносить плату за услугу, то сотрудники УК могут перекрыть слив нечистот и грязная вода будет скапливаться в квартиру, что вряд ли кому-то понравится.

Закон о водоотведении

В 2011 году в России был принят закон, регламентирующий деятельность компаний, предоставляющих коммунальные услуги, в части, касающейся снабжения граждан холодной и горячей водой, а также водоотведения.

Закон о водоотведении и водоснабжении (Федеральный закон номер 416) регулирует следующие пункты правовых отношений в сфере снабжения и отвода воды:

  • Нормативы осуществления предоставляемых в данной сфере услуг (глава 3);
  • Свод правил, касающихся охраны окружающей среды в сфере водоотведения (глава 5);
  • Общая система, методы и способы расчёта тарифов на оплату услуг в зависимости от параметров организаций, осуществляющих данную деятельность (глава 6).

Методы снижения суммы за водоотведение

Нередко управляющие компании необоснованно завышают размер оплаты за услуги водоотведения. Чтобы исключить подобные ситуации и защитить свои права, потребителям необходимо прибегнуть к следующим действиям:

  • регулярно контролировать сумму, предъявленную к оплате;
  • в случае расхождений обратиться в управляющую компанию, потребовав перерасчёта;
  • установить индивидуальные приборы учёта, если они не использовались;
  • минимизировать расход ресурсов, прибегнув к традиционным способам экономии.

В интернете представлены многочисленные сайты, предлагающие возможность расчёта суммы оплаты за водоотведение. Разработаны специальные калькуляторы. Пользователю достаточно войти на сайт, подставить объём потреблённых ресурсов и указать регион, чтобы получить итоговую сумму к оплате.

Читать еще:  До какого числа нужно оплачивать за детский сад в бугульме

Возможен и самостоятельный расчёт, с использованием указанной выше формулы.

Пример взыскания денег с УК в пользу РСО

Очередной спор между УК и РСО в Хабаровском крае был рассмотрен арбитражными судами в рамках дела № А73 – 6266/2018.

Ресурсоснабжающая организация обратилась с иском к УК о взыскании спорных сумм за воду и водоотведение, которые компания добровольно отдавать не хотела. Особенности этого спора – отсутствие договора между сторонами и отсутствие общедомового счетчика.

Отсутствие в доме общедомового прибора учета лишь усугубило ситуацию для управляющей компании, так как плату ей насчитали с применением повышающего коэффициента 1,5.

Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива

Губин Виталий

Вопрос: У нас в многоквартирном доме установлен общий прибор учета электроэнергии, который автоматически передает показания. УК выставляет счета по ОДН (КР СОИ), которые рассчитывают по нормативу. Как заставить УК производить расчет за ОДН по счетчикам, а не по нормативу?

Ответ экспертов КС Цитадель

Прежде всего, необходимо отметить, что с 01 января 2018 года плата за общедомовые нужды «перекочевала» из коммунальных услуг в состав платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде платы за коммунальные услуги (ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (КР СОИ).

Категорично ответить на вопрос нельзя, поскольку из вопроса не ясно, сверх норматива начисляется плата за КР СОИ или нет.

Для проверки правильности начисления платы за КР СОИ необходимо обратиться с претензией в управляющую организацию и/или в орган государственного жилищного надзора с соответствующим заявлением. В случае установления факта нарушения прав потребителя орган госжилнадзора выдаст ответственному лицу обязательное к исполнению предписание. Заявление можно скачать ЗДЕСЬ.

Разберем вопрос “на пальцах”. Многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета потребляемой электроэнергии. В общем МКД в месяц потребил 10000 кВт. На индивидуальное потребление (поквартирное) пришлось 7000 кВт. Остается в воздухе 3000 кВт. Именно эти 3000 кВт управляющая/ресурсоснабжающая организация распределяет на все принадлежащие собственникам жилые/нежилые помещения в многоквартирном доме. И в этом случае необходимо разобраться, есть ли сверхномативное начисление КР СОИ или нет.

Возможна и другая ситуация, когда потребление на КР СОИ ниже нормативного объема, но исполнитель коммунальной услуги продолжает начислять нормативный объем по допустимому максимуму, неосновательно увеличивая свою прибыль.

Разобраться правильно производит исполнитель коммунальной услуги начисление КР СОИ или нет возможно либо самим, истребовав необходимую информацию у исполнителя и произвести расчет, либо обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением. Образец представлен выше.

Заставить исполнителя начислять ОДН по ОДПУ невозможно, потому как во-первых счетчик ОДН (КР СОИ) не имеется, а во вторых исполнитель и так начисляет плату за электроэнергию по показаниям общедомового счетчика по фактическому потреблению электроэнергии всем многоквартирным домом.

Если все же предположить, что плата начисляется сверхнормативного объема потребления, то в этом случае при отсутствии на то решения общего собрания собственников, плата начисляется неправомерно.

Правовое обоснование

В соответствии с абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 распределяемый в соответствии с формулами 11 – 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения

Т.е. если размер платы за ОДН по ОДПУ (формула 12) превышает нормативный размер без ОДПУ (формула 15), то плата за ОДН за электроэнергию взимается не более нормативного.

В силу абз. 4 пункта 29 Правил содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников, требование оплаты за коммунальные услуги, потребленные в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размере, превышающем норматив потребления коммунальных услуг неправомерно.

Читать еще:  Как понять в чьей собственности находятся земли в муниципальной или в районной

Самостоятельно рассчитать размер платы КР СОИ возможно с помощью нашего Онлайн-калькулятора.

ОДН и прямые договора с РСО

Новые изменения в Жилищный кодекс РФ привели к тому, что появилась статья 157.2, указывающая на возможность прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. только в отношении коммунальных услуг.

Понятия: коммунальная услуга и коммунальный ресурс

Для начала вспомним, что коммунальные ресурсы не являются коммунальными услугами (за исключением случаев, когда в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован)

Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

ОДН и коммунальные услуги

Могут ли общедомовые нужды быть коммунальной услугой? Да, но только в исключительных случаях. Об этом указано в Письме Минстроя России от 30.12.2016 №45099-АЧ/04: «Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, которая в указанном случае включает плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме».

В указанных случаях для содержания общего имущества оказываются коммунальные услуги. Во всех остальных случаях (то есть в абсолютном большинстве случаев) для содержания ОДН используются именно коммунальные ресурсы.

Не лишним будет вспомнить тут, что законодательно запрещены ОДН на отопление, газоснабжение и водоотведение.

В 2017 году коммунальные услуги на ОДН были переведены в разряд жилищных услуг. Это правило действует в случае, если в доме выбрана управляющая организация.

Основания перехода на прямые договора с РСО

1) по решению общего собрания собственников помещений в доме. (указано в статье 157.2 ЖК РФ)

2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2011 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):

  • договор должен быть расторгнут в одностороннем порядке именно ресурсоснабжающей организацией;
  • отказаться от договора РСО может только в случае если у УО есть задолженность, признанная ей (интересно каким образом? — автор) или подтвержденная вступившим в законную силу решением суда;
  • размер задолженности должен быть равен или превышать 2 (две) среднемесячные величины обязательств УО перед РСО.

3) при изменении способа управления домом по решению общего собрания собственников помещений можно сохранить прямые договоры, заключенные до изменения способа управления. (прямо установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Данное правило было и раньше, оно получило закрепление еще в части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ. Фактически законодатель просто повторил норму, которая уже действовала, причем прежнюю норму не отменил.

4) между РСО и собственниками ранее уже возникли прямые договора, в связи с тем, что УО уклонялась от заключения договора ресурсоснабжения с РСО (прямо не указано в Жилищном кодексе РФ)

Подобные ситуации могут возникать и в будущем. Например, общее собрание не приняло решения (проголосовало против) перехода на прямые договора с РСО, следовательно должен действовать прежний порядок договорных отношений, при котором УО должна иметь договор с РСО.

Вывод об ОДН и прямые договора

В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.

По решению общего собрания собственники заключают договор с РСО. Но управляющая организация все равно обязана заключить с РСО договора на поставку коммунального ресурса на ОДН !

Данный вывод подтверждает письмо Минстроя России от 4 мая 2018 г. № 20073-АЧ/04 . В письме пояснено, что плата за ОДН при переходе на прямые договора с РСО выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в МКД в составе платы за содержание жилого помещения. При этом, по мнению Минстроя РФ, предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги (показания индивидуальных ПУ и коллективных (общедомовых) ПУ, должны лица, осуществляющие управление МКД.

Еще статьи по теме «ОДН и прямые договора»:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector