Характеристика ребенка от родителей образец
Характеристика на ребенка в органы опеки со школы, детского сада
Характеристика на ребенка в органы опеки и попечительства (ООиП) – это документ, позволяющий уполномоченным сотрудникам получить полную информацию о способностях и личных качествах несовершеннолетнего. Она может понадобиться родителям, опекунам или усыновителям в нескольких ситуациях. Рассмотрим, когда она нужна и как ее составить.
В статье расскажем:
Зачем нужна?
Развод почти всегда сопряжен с решением ряда неприятных вопросов, среди них двумя наиболее часто возникающими считаются:
Если в первом случае суд учитывает интересы обеих сторон, то во второй ситуации значение имеют только интересы самого ребенка. Психоэмоциональное состояние ребенка — лакмусовая бумажка по выявлению внутрисемейных проблем, в том числе и уклонения одного из родителей от воспитания. Подобный документ могут потребовать органы опеки или суд.
Как правило, характеристика оформляется группой сотрудников образовательного учреждения с привлечением квалифицированного медицинского специалиста (психолога), если таковой в школе, детском саду имеется.
Характеристика составляется для того, чтобы определить:
- психологическое состояние;
- уровень умственного развития;
- эмоциональное состояние;
- тип темперамента и поведенческие особенности;
- атмосферу в семье.
Характеристика для суда во время развода родителей может требоваться только для вынесения решения по вопросу проживания несовершеннолетнего. К примеру, таким способом можно доказать, что отец или мать не принимают должного участия в воспитании, халатно относятся к уходу, пренебрегают своими обязанностями.
Таким образом суду будет продемонстрирована добросовестность одного и безалаберность другого родителя. Суд может потребовать характеристику, если процесс был инициирован ООП или одним из родственников. Этот документ необходим, когда одного из родителей планируют лишить родительских прав или ограничить в них.
Он иногда требуется суду, если рассматривается вопрос о восстановлении родительских прав или возобновлении контактов с чадом. Характеристика помогает суду выявить, какое участие в жизни несовершеннолетнего принимают мать и отец, удается ли им справиться со своими обязанностями и исполняют ли они их вообще.
В делах такого рода предоставление характеристики на ребенка считается обязательным, а вот во время развода этот документ фигурирует далеко не всегда. При бракоразводном процессе может потребоваться и характеристика на родителя.
Ребенка нельзя оставить вместе с родителем, который халатно относится к своим обязанностям, увлекается алкоголем или наркотическими средствами, использует физическую силу в воспитательных целях или же может обеспечить удовлетворение материальных потребностей, но при этом не занимается психологическим развитием своего чада. Все эти нюансы, как правило, отображаются в характеристике.
Ее составляют близкие/соседи (то есть общественность) или руководители коллектива, в котором он работает или учится. Первый тип документа помогает определить особенности характера человека и познакомиться с социальной стороной его жизни. Вторая характеристика расскажет о профессиональных качествах сотрудника.
Характеристика на ребенка из детского сада для суда образец
С какого периода ребёнок посещает ДОУ. Откуда прибыл, где воспитывался ранее. Регулярность посещаемости. Краткая характеристика адаптации. Состояние здоровья. Бытовые навыки. Их соответствие возрасту. Познавательные процессы, соответствие норме. Коммуникативные навыки, характер трудностей (при наличии). Особенности характера.
- Ф.И.О. малыша, его адрес, число, месяц, год рождения, место рождения;
- настоящее место проживания и Ф.И.О. родителей/опекунов ребенка;
- истинная причина перевода;
- наличие факторов для первоочередного принятия малыша в новый садик (если есть).
Характеристика на воспитанника детского сада необходима в следующих ситуациях:
- при дальнейшем поступлении в учебные заведения для личного дела учащегося;
- при необходимости посещения психиатра;
- для органов опеки, если возникает необходимость в решении вопросов, которые затрагивают интересы ребенка;
- в случае если родители оформляют бракоразводный процесс и решают через суд с кем останется несовершеннолетний;
- для перевода в другое дошкольное заведение при переезде;
- в случае если поступает заявление в милицию.
Кто составляет характеристику?
Такой вид документа является комплексным, поэтому в процессе его составления участвуют следующие лица:
- психолог;
- воспитатель группы;
- логопед.
Какие данные содержит?
В документе должны указываться следующие данные:
- наименование дошкольного учреждения;
- фамилия, имя ребенка, на которого оформляется характеристика;
- дата и место рождения;
- общие сведения о родителях и месте их работы;
- информация о навыках несовершеннолетнего, какие курсы посещал и какие специалисты проводили с ним работу;
- развитие моторики и наличие психических отклонений от нормы;
- информация о развитии речи, наличие аномалий в развитии;
- оценка развития способностей ребенка и склонности к определенным видам деятельности;
- активность и пассивность воспитанника;
- умение использовать учебные навыки в чтении и устном изложении текста;
- характеристика здоровья воспитанника;
- дата составления;
- инициалы воспитателя, предоставляющего такую информацию.
Если ребенок имеет какие-либо отклонения и занимается в специальных группах, необходимо указать информацию по состоянию ребенка на момент составления характеристики.
А также указать сравнительные сведения состояния ребенка на момент поступления в дошкольное заведение и на момент составления документа.
В каких случаях требуется характеристика на родителей?
У матери и отца есть круг обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. На законодательном уровне права и ответственность родителей закреплены в статьях 63, 64 Семейного кодекса. Среди перечня основных обязательств указываются: забота о здоровье детей, гарантия на получение общего образования, воспитание и материальное обеспечение.
Лишение родительских прав матери и отца допускается при прямом невыполнении или злоупотреблении своими обязанностями по воспитанию ребенка и нарушению прав несовершеннолетнего. Статья 69 Семейного кодекса указывает на обстоятельства, при которых родители могут быть лишены возможности принимать дальнейшее участие в воспитании детей.
Папа или мама, а нередко и оба родителя, могут быть отстранены от процесса воспитания в следующих случаях:
- избиение ребенка под воздействием алкоголя или наркотических средств;
- применение жестоких и агрессивных форм воздействия на несовершеннолетнего;
- действия родителей угрожают жизни ребенка.
В подобных ситуациях, в соответствии с государственным и международным правом, мать или отца лишают родительских прав.
Учитель или педагог ДОУ могут составить как положительную, так и отрицательную характеристику. Если семья неполная, дети ходят в старой одежде, неухоженные, финансирование на их нужды взрослыми не выделяется, и педагог замечает все нюансы — сотрудник учебного или воспитательного учреждения указывает эти данные, ничего не скрывая.
Для органов опеки
Психологический климат в семье влияет на формирование и развитие внутреннего мира детей и на их образование. Для получения полной картины жизни ребенка социальные службы поручают педагогам (классным руководителям) составить характеристики на родителей и детей.
Характеристика пишется на официальном бланке учебного заведения, обязательно подписывается директором и классным руководителем. Социальные службы обладают полным правом привлечь нерадивых родителей к ответственности, основываясь на проведенной оценке психологической и социальной атмосферы в семье.
При возникновении ситуаций, когда один из родителей желает защитить ребенка от негативного влияния другого члена семьи или приемного родителя, он имеет право просить помощи в государственных социальных учреждениях. В будущем соцслужба сможет поддержать в суде сторону родителя и ребенка. Для того, чтобы органы опеки и попечительства предоставили помощь, нужно к заявлению приложить характеристику на взрослого члена семьи.
Для суда
Вопросами отстранения родителей от участия в воспитании детей занимаются суды общей юрисдикции. Стороны должны привести веские доказательства с свою пользу. Устных утверждений (например, «отец своим поведением негативно влияет на сына или дочь») для судьи будет недостаточно.
При подаче искового заявления в суд одним из важных и значимых для судебного разбирательства документов является характеристика на отца или мать ребенка. Почему? Все просто, в документе анализируются психологические и моральные аспекты образа жизни взрослого.
Структура характеристики учащегося: 7 важных разделов
Описываемый документ официально называется психолого-педагогическая характеристика учащегося, что отражает его структуру и назначение. В характеристике важно описать ученика не только с точки зрения его характера, уровня воспитанности, поведения, но и в плане развития учебных навыков общего характера, а также по конкретным предметам (если это требуется). Полная версия документа состоит из 7 или более разделов, их названия и последовательность могут быть произвольно изменены.
Общие сведения о ребенке и семье
В начале документа принято указывать общие данные об учащемся и его семье:
- ФИО ребенка;
- его дата рождения;
- его место жительства;
- название школы, номер класса;
- ФИО родителей или опекунов;
- их дата рождения;
- их место проживания;
- их должности;
- данные о здоровье школьника (при необходимости).
Характеристика взаимоотношений школьника в семье и в классе
Дальнейшее описание приводится на основе оценочного подхода: приводятся конкретные факты в виде утверждений, характеризующих школьника, а также их оценка по определенным критериям. Например, в описании взаимоотношений ребенка необходимо коснуться всех сфер его общения в семье и школе, а также дать характеристику этим отношениям.
Отношения с учителями
хорошо | отношения с большинством или со всеми учителями построены на взаимном уважении, доверии; удалось наладить благоприятные, психологически комфортные взаимоотношения |
удовлетворительно | в основном отношения с учителями нормальные, однако с некоторыми педагогами они не сложились, имеют ситуативный, часто непредсказуемый характер |
плохо | с большинством учителей отношения не сложились, взаимного доверия и уважения нет, к замечаниям педагогов учащийся относится пренебрежительно |
сложная ситуация | отношения со многими учителями имеют откровенно конфликтный характер, выходящий за пределы нормального; учащийся может проявить агрессию, грубость, применять недопустимые выражения, психологическое давление и физическую силу |
Отношения с учениками (одноклассниками)
хорошо | ребенок пользуется уважением у одноклассников, с большинством других детей у него выстроены нормальные, доверительные отношения |
удовлетворительно | со многими ребятами выстроены нормальные отношения, однако с отдельными учениками отношения не сложились или носят явно конфликтный характер |
плохо | отношения сложились только с узким кругом одноклассников (1-2 человека), с остальными отношения не выстроены, ребята игнорируют друг друга или проявляют явно агрессивные манеры поведения |
сложная ситуация | отношения в классе не сложились ни с кем, ребенок фактически является изгоем |
Отношения в семье (психологический климат)
хороший | отношения в семье удовлетворительные, ребенок свободно общается со всеми членами семьи, доверяет им, пользуется уважением; конфликты редки и не приводят к серьезным последствиям |
противоречивый | ребенок привязан только к одному из родителей (или другому члену семьи), чувствует себя дома явно некомфортно, предпочитает избегать общения с несколькими родственниками |
плохой | отношения в семье явно не сложились, ребенок игнорирует всех родственников или настроен по отношению к ним явно враждебно |
На основе этой части можно составить выводы о положительных и отрицательных качествах личности ребенка, а также составить примерный план коррекции недостатков, систему мер по социализации учащегося в коллективе.
Особенности учебной деятельности
Важно охарактеризовать и общее отношение ребенка к изучению предметов в школе с точки зрения его интереса:
- Высокий уровень мотивации – с интересом ходит в школу, стремится развиваться, добросовестно выполняет задания.
- Удовлетворительный уровень – интереса как такового нет, возможно проявление внимания только к отдельным предметам, в целом воспринимает занятия как долг.
- Плохой уровень – нет любимых предметов, в школу ходит с явным нежеланием, не может заставить себя учиться, поэтому занимается только по внешнему принуждению.
Особенности трудовой деятельности
В этом разделе можно кратко оценить трудовые качества учащегося, его общее отношение к труду как к явлению (в школе, дома, в другом кругу) по такой шкале:
- Добросовестное отношение к труду, понимание основных задач и стремление выполнить их качественно и в указанные сроки.
- Недостаточно ответственное отношение – системная работа как таковая отсутствует, возможны только эпизодические проявления добросовестного отношения.
- Отношение явно безответственное.
Характеристика уровня развития
Оценивается уровень развития разных качеств:
- познавательной активности;
- самоорганизации (возможности работать самостоятельно, без принуждения);
- темпа обучения.
Характеризовать можно на основе единых критериев – «высокий», «достаточно высокий», «средний», «низкий».
Трудности, связанные с освоением учебных предметов
Здесь необходимо прописать конкретные проблемы, которые возникают у ученика по каждому предмету, например:
- По русскому языку: «Почерк неразборчивый, ошибки правописания гласных, одной и удвоенной «Н», ошибки в постановке ударения» и т.п.
- По математике: «Ошибки в решении квадратных уравнений», «Слабое запоминание теорем по геометрии».
Выводы педагогов и психологов
В завершающей части составители характеристики должны составить выводы относительно учебных, воспитательных, личностных характеристик учащегося. В выводе должны приводиться не только утверждения, описывающие школьника, но и возможные меры по коррекции недостатков, например:
- «Характер необщительный, застенчивый. Нуждается в дополнительных мерах по социализации в коллективе».
- «Уровень запоминания неудовлетворительный. Нуждается в дополнительных занятиях по развитию памяти, освоению теоретического материала».
В конце документа ставят свои подписи все педагоги, психологи, иные лица, которые участвовали в составлении характеристики (письменно или устно). Обязательно ставит подпись классный руководитель, указывает дату составления характеристики. Также принято проставлять печать школы.
Как написать характеристику в органы опеки на ребенка?
Характеристика должна отражать особенности ребенка. Документ не должен быть только положительным или отрицательным. Так как каждый несовершеннолетний совмещает как положительные, так и отрицательные качества.
Документ может быть подготовлен по запросу органов системы профилактики безнадзорности и беспризорности, а также опекуна ребенка. Третьи лица не могут запросить характеризующую информацию.
Важно! Кровные родители ребенка, находящегося под опекой, не имеют права получить характеристику на ребенка.
Цель составления документа
Характеристика на мать в органы опеки необходима для того, чтобы государственные инстанции получили более подробную информацию. Это обусловлено, прежде всего, поверхностными знаниями уполномоченной инстанции. Такая ситуация складывается из-за того, что органы опеки мало контактируют с родителями. В основном такую функцию выполняют образовательные инстанции. Они владеют более полной информацией, чаще общаются с отцом и матерью, посещают семью по месту фактического проживания и видят бытовые условия, в которых находится ребенок. Также школьный учитель или воспитатель детского сада в полном объеме владеет информацией о прогрессе развития и образования малыша.
Все указанные сведения находят свое отражение в характеристике, которая и позволяет дать оценку уровню исполнения мамой и папой своих обязанностей.
Составление характеристики
Характеристика из детского сада составляется воспитателем группы, в которой числится малыш. Чтобы правильно оформить документ для органов попечительства, необходимо:
- Присмотреться к поведению ребенка, обратив внимание на особенности его характера и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Желательно указать в характеристике доступные сведения о семье проверяемого, например, о том, кто приводит малыша в сад и забирает его домой.
- Обратиться к другим источникам информации: побеседовать с участковым педиатром, детским психологом и логопедом, родителями. Эти лица должны помочь выяснить не только подробности о состоянии здоровья подопечного, но и рассказать, насколько медицинские рекомендации выполняются его родителями или опекунами.
ВАЖНО! Излагая информацию в характеристике, ее следует обосновать. Для этого приводятся примеры из жизни воспитанника, прилагаются копии справок. Неподтвержденные факты легко опровергнуть в суде.
В заключении автор должен кратко сформулировать свое мнение о ребенке. Если малыш здоров и всесторонне развит, а условия его жизни и не вызывают опасений, достаточно общих сведений. При наличии отклонений характеристика должна быть максимально развернутой.
Для чего собирать столько бумаг?
Предоставляется педагогическая характеристика на учащегося ребенка в органы МСЭ для прохождения врачебной комиссии, которая нужна чтобы подтвердить статус инвалида.
Требуется характеристика для установления инвалидности и для разработки ИПР. При направлении на прохождение медицинской комиссии (МСЭ или ранее эта организация была ВТЭК) выдается перечень обязательных документов для определения статуса ребенок-инвалид, который включает в себя характеристику для учащегося.
Основания для выдачи: «Правила признания лица инвалидом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г №95.
Образец характеристики на ученика
Характеристика на ученика начальной школы:
Характеристика на ученика 1 класса образец скачать в формате Word.
На учащегося 2 класса, скачать Word.
На ученика 3 класса, скачать Word.
Для средних и старших классов:
Образец характеристики на учащегося 4 класса, Word.
Характеристика на ученика 5 класса образец скачать Word.
Образец характеристики на учащегося 6 класса.
Образец характеристики для учащегося 7 класса.
Характеристика на учащегося 8 класса пример скачать.
Характеристика на ученика 9 класса скачать, Word.
Характеристика на ученика 11 класса.