Reg92.ru

Регион 92
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 приведите к стандартному виду следующее суждение время простоя по вине работника оплате не подлежит

Простой по вине работника: оплачивается или нет?

Похожие публикации

В процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности возникают ситуации простоя, когда сотрудники не имеют возможности выполнять работу по экономическим, техническим или организационным причинам. Простой по вине работника оплачивается или нет? Когда в простое можно обвинить сотрудника, и как правильно документально оформить подобную ситуацию? На эти и другие вопросы ответит наша статья.

Как работодатель объявляет простой

Официальное выполнение мероприятий, связанных с простоем выглядит следующим образом:

  • работники сообщают администрации о том, что они не могут выполнять свои обязанности;
  • работодатель издаёт приказ, которым объявляет простой;
  • если возникает приостановка деятельности крупного предприятия, то о факте простоя ставится в известность служба занятости;
  • формируется и заполняется акт о простое.

Работодатель может сделать пребывание работников на рабочих местах не обязательным, но обязан оплачивать это время сообразно с положением законодательства. Он может заплатить больше, но не меньше того, что установлено.

Кроме этого нужно учитывать, что отдельные вопросы простоя регулируются официальными информационными письмами соответствующих ведомств.

На что обратить внимание при составлении документов, распространённые ошибки

Неправильное документирование остановки производства может вызвать негативные последствия, в частности, судебные иски. Чтобы этого не произошло, важно знать, на что обратить внимание в процессе оформления.

К самым распространённым ошибкам относят следующее:

  • Неправильно определён вид простоя. Чтобы этого не произошло, важно создать комиссию. В состав рекомендуется включить компетентных лиц, ведь без специальных знаний будет сложно определить, простой случился по вине работника или иного лица.
  • Отсутствует или некорректно оформлен нужный пакет документов. Чем качественней управленец отнесётся к происходящему, тем меньше проблем возникнет. В данной ситуации нужно позаботиться о наличии приказа, докладных записок, записей в табеле учёта рабочего времени, актов и т.д.
  • Документы подписаны некомпетентным лицом. Факт остановки производства должен визироваться генеральным директором или другим должностным лицом, который вправе это делать. В противном случае зафиксированный простой не будет иметь юридической силы.
  • Текст приказа не доведён до ведома сотрудников. Законодатель обязывает знакомить работников со всеми локальными актами, влияющими на рабочий процесс. Если этого не сделать, будет нарушен порядок оформления простоя, а также требования ст. 22 ТК РФ.

Если вид определён неверно, то в случае судебных тяжб, работодатель может оказаться обязан выплатить доплаты, а также возместить моральный ущерб. А если работник обратился в инспекцию по труду – то ещё и оплатить штраф.

В поиске вариантов снижения экономического ущерба от ситуации работодатель может попросить выйти сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Нужно помнить, что такое возможно при наличии согласия.

Ещё одна распространённая ошибка – в тексте приказа не оговаривается необходимость выхода на работу. Такая обязанность устанавливается администрацией, и, если этого не сделать, сотрудники имеют полное право оставаться дома.

Резюмируя написанное, можно утверждать, что остановка производства случается как на крупных предприятиях, так и малых фирмах. Во всех случаях кадровый инспектор должен знать алгоритм действий, перечень документов. На вопрос о том, как оплачивается простой по вине работника, законодатель даёт чёткий ответ – виновник не получает компенсаций. Однако это не значит, что люди, не вовлечённые в ситуацию, останутся без выплат. При неправильном подсчёте и принятии неверных решений предприятие рискует получить претензию от коллектива в виде подачи жалобы в трудовую инспекцию. За этим последует череда проверок и даже судебных исков, итогом которых станет финансовый убыток для предприятия.

Как фиксировать в табеле учета рабочего времени

Для отражения этого периода предусмотрены коды «РП» или «31». Они подойдут, если деятельность была приостановлена на 1 или несколько дней. Если человек в течение смены не работал несколько часов, то можно ввести в табель дополнительные строки. К примеру, мастер из-за поломки станки работал только 4 часа из 8. В таком случае в табеле записывают:

  • первая строка — код «Я» («01»);
  • вторая строка — цифра 4;
  • третья строка — код «РП» («31»);
  • четвертая строка — цифра 4.

Если приостановление деятельности допущено по вине работника, используют другие коды — «ВП» («33»), а если причины простоя объективные — «НП» (32).

Как оплачивается время простоя по объективным причинам

Простой по форс-мажорным обстоятельствам оплачивается исходя из оклада. При сдельной оплате труда исходя из тарифной ставки. Для определения размера оплаты необходимо взять тарифную ставку, рассчитанную за месяц, размер оклада разделить на количество рабочих дней в месяце. Затем нужно умножить эту цифру на 2/3 и на количество дней простоя.

В Трудовом кодексе отдельно урегулирован труд творческих работников, артистов, певцов, актеров и т.д., работающих в средствах массовой информации, на кино и телестудиях и участвующих в создании и исполнении представлений и концертов. Время, в течение которого они не участвуют в создании и исполнении концертов, театральных постановках, других произведений, не может считаться простоем. Соответственно, оплата в соответствии со ст. 157 ТК РФ не производится. Такие случаи могут быть предусмотрены в локальном нормативном акте организации, в этом случае оплата производится в соответствии с его положениями.

Приостановка работы предприятия бывает запланированной или незапланированной. Если приостанавливается деятельность по решению руководства, необходимо издать приказ. В нем необходимо указать:

  • причину простоя;
  • даты начала и окончания;
  • вся ли организация временно прекращает деятельность или только ее часть (в этом случае следует отразить перечень сотрудников, работа которых приостанавливается);
  • размер и порядок оплаты;
  • нахождение сотрудников в течение рабочего времени (на рабочих местах или нет).
Читать еще:  Больничные по инвалидности

С приказом необходимо ознакомить работников, которых он касается, под подпись.

Как доказать вину лица

В трудовом законодательстве очень мало норм, касающихся простоя. Не оговорены конкретные причины, способные привести к приостановлению деятельности. Работодатель вправе установить этот перечень путем принятия внутреннего локального акта. Среди самых распространенных причин остановки рабочего процесса по причине действий или бездействий подчиненного, можно выделить:

  • неправильную эксплуатацию, которая привела к поломке оборудования;
  • отказ от обязательного инструктажа или медицинской комиссии, без чего невозможно выполнение должностных обязанностей;
  • намеренное создание условий, препятствующих продолжению производственного процесса (участие в митинге или забастовке).

Также существуют обстоятельства, вину за наступление которых руководитель не имеет права возложить на подчиненных:

  • непреодолимая сила (любое стихийное бедствие);
  • естественный рабочий процесс, связанный с хозяйственным риском;
  • крайняя необходимость.

Не допускается огульное обвинение работника в приостановлении выполнения должностной инструкции. Ст. 247 ТК РФ гласит, что определение лиц, виновных в простое, является обязанностью специальной комиссии.

Время простоя – период, в течение которого работник не выполняет возложенную на него работу. Продолжительность может меняться в зависимости от обстоятельств. Например, забастовка может длиться один день, а для прохождения обязательного медицинского обследования необходимо несколько дней.

Как оформить простой по вине работодателя

Сложность оформления вынужденного перерыва обосновывается тем, что в законодательстве отсутствуют прямые требования и нормы. Порядок сложился на практике и может существенно отличаться в разных организациях. Общепринято, что документальное оформление начинается с выпуска приказа, где руководство предприятия указывает следующую информацию:

  • причины, из-за которых прервался рабочий процесс;
  • работники (должности и имена), чья деятельность приостановлена;
  • сроки (точные или примерные, в зависимости от обстоятельств);
  • заработная плата за период (допускается не указывать точную сумму, а сослаться на 157 статью ТК РФ).

Работодатель выпускает приказ и одновременно даёт объявление о нём, следит, чтобы информация дошла до всех заинтересованных лиц. В документе допускается указать, требуется ли присутствие сотрудников на рабочем месте на период вынужденного отдыха или в течение обозначенного периода они могут не приходить на производство.

Рекомендуется предусмотреть письменное ознакомление с приказом: каждый работник должен подписать документ об информировании о причинах, сроках и заработной плате на это время.

Как оформить решение о простое

Не существует унифицированного бланка, принятого на законодательном уровне. Работодатель имеет право сам разработать структуру и заполнить документ. Специалисты компании «Проверка труда» предлагают использовать этот образец приказа о вынужденном простое.

В документ обязательно нужно внести следующие данные:

  • причины приказа о простое: они должны быть четко сформулированы, чтобы не вызывать лишних вопросов;
  • какие подразделения или конкретных сотрудников затрагивает простой. Если приказ касается всей организации, работодатель обязан сообщить в центр занятости и на портал «Работа в России», как того требует приказ Минтруда от 24 марта 2020 г. № 152;
  • сроки простоя: допускается указывать ориентировочные, при необходимости можно выпускать распоряжение о преждевременном возобновлении деятельности компании или о продлении вынужденного отдыха;
  • местонахождение работников: либо их временно переводят на другие рабочие места, либо распускают по домам;
  • порядок оплаты труда в период простоя.

На свое усмотрение работодатель может дополнить приказ информацией, которую он считает важной.

Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!

Понятие вынужденного простоя, его виды

Действующий Трудовой кодекс прямо рассматривает возможность простоя и даёт определение данному термину, равно как и описывает обязанности работников и работодателей во время такового периода. С точки зрения закона, под вынужденным простоем, согласно определению этого термина, в статье 72.2 Трудового кодекса РФ, подразумевается невозможность работника исполнять свои рабочие обязанности по техническим, экономическим, организационным или иным сходным причинам.

Читать еще:  Оквэд на енвд в 2021 году для ип

При этом трудовое законодательство предусматривает разделение видов простоя по причинам его возникновения. Так, вынужденный простой может возникать:

  • По вине работодателя. К таковым ситуациям относятся такие, в которых однозначно можно установить, что к простою привели действия работодателя, как умышленные, так и непредумышленные, в том числе и его бездействие.
  • По вине сотрудника. Вынужденный простой может возникнуть по вине сотрудника. Например, в ситуациях, когда работник фактически не допускается к работе по причине несоответствия нормативам безопасности труда, из-за незнания требований безопасности (при предварительном проведении инструктажа), либо если простой был обусловлен прямыми умышленными или непредумышленными действиями работника – например, при поломке оборудования.
  • По независящим от сотрудника или работодателя обстоятельствам. К таковым случаям может относиться влияние, в первую очередь, внешних непреодолимых факторов, таких как стихийные бедствия или иные форс-мажорные обстоятельства. Кроме этого, именно так будет расцениваться простой, возникший по вине действий третьих лиц. Однако есть целый спектр ситуаций, в которых применение такового вида простоя может быть признано неправомерным.

Вопросы, в целом непосредственно связанные с оплатой случившегося вынужденного простоя в зависимости от обстоятельств такового происшествия, рассматриваются положениями статьи 157 Трудового кодекса. В частности, данная статья устанавливает случаи, в которых простой в обязательном порядке должен подлежать оплате, а также ситуации, в которых оплачиваться таковое время не должно.

Следует отличать время вынужденного простоя от отпуска без сохранения заработной платы или отстранения сотрудника от исполнения его рабочих обязанностей. В таких ситуациях используются другие нормативы Трудового кодекса и оплата подобных ситуаций, равно как и возможность их объявления и назначения регулируются иными нормативами.

Взыскание штрафов за простой на погрузках и выгрузках

Прописываемые диспетчерами в договорах и заявках “нормативные” сутки (а в некоторых заявках и 48 часов) на погрузку и выгрузку сами по себе являются весьма солидным сроком, за который грузоотправитель и грузополучатель должен успеть загрузить и выгрузить машину, но и этого времени зачастую оказывается недостаточно. Возникает простой транспортного средства на погрузке или выгрузке.

Грузовладельцу удобно, когда машина простаивает на погрузке или на выгрузке: не надо оптимизировать складские логистические процессы, не надо беспокоиться о том, что транспортное средство придёт на погрузку или выгрузку с опозданием, не надо заботиться об увеличении площадей складов и об увеличении штата складских работников — товар хранится у перевозчиков столько, сколько нужно, а перевозчик несёт за него материальную ответственность.

Удобству грузополучателя и грузоотправителя также способствует огромное количество диспетчеров, которые принимают на себя моральный удар от перевозчиков, выслушивая поток брани и требований немедленно выгрузить машину (некоторые диспетчера не считают нужным утруждать себя разговорами с перевозчиком, они бросают в трубку “будете стоять столько, сколько надо” и прекращают разговор). Что характерно, в большинстве случаев диспетчера не оплачивают штрафы за простои автомобиля на погрузке или разгрузке, ссылаясь на отсутствие записей в накладных, отсутствии актов о простое и на другие обстоятельства. Из этого следует, что организация-посредник не несёт совершенно никаких финансовых потерь. Следует отметить, что перевозчики, вольно или невольно, способствуют тому, что им не оплачивают простой на погрузке или выгрузке, небрежно относясь к оформлению необходимых документов.

Сам по себе штраф за простой под погрузкой или выгрузкой является неустойкой, то есть, способом обеспечения исполнения обязательства, в данном случае — обязательства грузоотправителя или грузополучателя своевременно загрузить или, соответственно, выгрузить автотранспортное средство.

Простой транспорта в выходные дни.

Существует мнение, что простой грузового транспорта под погрузкой или выгрузкой в выходные дни не должен оплачиваться. Так ли это?

Частью 4 статьи 35 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что штраф за простой автомобиля под погрузкой или выгрузкой исчисляется в часах и составляет (если иного не установлено договором):

  • 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
  • 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

Таким образом, Устав автомобильного транспорта не дифференцирует выходные и праздничные дни для целей исчисления величины простоя грузового транспорта. Законодатель, устанавливая такие строгие сроки выполнения погрузочно-разгрузочных операций, руководствовался необходимостью постоянного движения грузового транспорта, а не использования его в качестве складов на колесах.

Читать еще:  Посмотреть очередь на землю многодетным в проживающим в большом седельниково

Отдельного внимания заслуживает дифференциация размеров штрафов в зависимости от вида сообщения — городского, пригородного и междугороднего. Чтобы понять какой вид сообщения имеет место быть, следует обратиться к статье 4 Устава автомобильного транспорта:

  • городское сообщение — перевозка грузов в пределах населенного пункта;
  • пригородное сообщение — перевозка грузов между населенными пунктами с расстоянием между их границами до 50 километров включительно;
  • междугороднее сообщение — перевозка между населенными пунктами, расстояние между границами которых более 50 километров.

Если штраф за простой транспорта устанавливается договором, то его можно гибко менять, устанавливая:

  • период, в течение которого штраф не начисляется (пресловутые 24 часа на погрузку-выгрузку);
  • срок платного ожидания —минута, час, сутки, неделя и т.п.;
  • размер штрафа (1000 руб/сутки — «золотой стандарт» в заявках и договорах).

Поэтому внимательно читайте договор и заявку перед подписанием, а лучше — работайте по своей форме договора, которая будет содержать устраивающие вас условия. Это не фантастика, многие перевозчики не стесняются предлагать свои условия и настаивать на исполнении контрагентом принятых обязательств.

Простой специализированного транспорта.

Частью 5 статьи 35 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что простой специализированного подвижного состава оплачивается в двойном размере (опять же, если иное не предусмотрено договором, но как показывает практика, практически никто в договорах это не учитывает). Что такое специализированный транспорт? Перечень приведен в Приложении № 11 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом:

  1. Транспортные средства с кузовом-фургоном:
    — фургоны-рефрижераторы;
    — фургоны с отоплением кузова.
  2. Транспортные средства — цистерны:
    — цистерны для перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, в том числе цементовозы;
    — цистерны для перевозки сыпучих пищевых продуктов: мука, зерно, комбикорм, отруби;
    — цистерны для перевозки пищевых жидкостей.
  3. Транспортные средства для перевозки строительных грузов:
    — транспортные средства — панелевозы;
    — транспортные средства — фермовозы;
    — транспортные средства — бетоносмесители;
    — транспортные средства с самосвальным кузовом.
  4. Транспортные средства для перевозки животных.
  5. Транспортные средства для перевозки автомобилей.
  6. Транспортные средства — контейнеровозы.
  7. Транспортные средства со съемным кузовом.
  8. Транспортные средства — мусоровозы.
  9. Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ (MEMU, EX/II, EX/III, FL, OX, AT).

Поэтому если вы перевозите груз, к примеру, с температурным режимом, смело удваивайте размер штрафа за простой и требуйте его уплаты.

Включение в неустойку за простой автомобиля сумм НДС.

Довольно часто у грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков возникает вопрос относительно того, нужно ли включать в сумму штрафа за простой автомобиля на погрузке или выгрузке НДС. Ответ на этот вопрос содержится в Письмах Минфина России от 09.11.2015 N 03-07-11/64436, от 01.04.2014 N 03-08-05/14440, от 16.04.2014 N 03-07-08/17462.

Позиция финансового ведомства такова: полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании вышеназванной нормы статьи 162 Кодекса. Проще говоря, включать сумму НДС в штраф за простой автотранспорта можно и нужно.

Суды согласны с позицией Министерства финансов РФ (например, дела № № А47-864/2019, А47-861/2019, А56-109750/2019, А51-16481/2019, А56-8905/2020, А51-16481/2019 и прочие).

Документальное оформление простоя автотранспорта.

Для того, чтобы перевозчик имел основания требовать оплату за простой автомобиля на погрузке или выгрузке, не нужно составлять много документов. Достаточно письменно уведомить диспетчера о составлении акта о простое, составить акт (скачать шаблон можно здесь) и написать претензию по поводу простоя транспортного средства на погрузке или выгрузке. Договором с диспетчером может быть установлен иной порядок подтверждения факта простоя транспортного средства, будьте внимательны при подписании договора (заявки).

Если посредник откажется оплачивать простой машины на погрузке или выгрузке, следует обращаться в суд за защитой своих интересов. Пара-тройка исков к диспетчеру заставит его придти к пониманию того, что лучше оплатить простой (чаще всего весьма скромную сумму), нежели в добавок оплачивать государственную пошлину за подачу иска и услуги представителя (юриста).

Также стоит отметить, что действенным средством взыскания штрафа за простой является претензия в АвтоТрансИнфо.

Читайте также:

Заключение договора на перевозкуАкты и претензии в грузоперевозкахИзменение условий договора перевозки

Остались вопросы по простоям на погрузках или выгрузках? Мы ответим на них!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector